Yi dai zong shi (2013)

"Великий мастер" (Yi dai zong shi) оставляет довольно противоречивое впечатление. С одной стороны, в каждом кадре мы наблюдаем бездонный перфекционизм Кар-Вая, видим его стремление из каждой сцены непременно сварганить визуальный шедевр и чувствуем настоящую любовь режиссера к выбранной тематике. Однако в этом случае можно точно сказать, что излишняя дотошность в постановке картины вредит ее художественному уровню и, что важнее, эмоциональному восприятию фильма. В 90-е годы Вонг снимал, пускай не идеальные, но настроенческие ленты вроде "Чунгкингского экспресса" (мой любимый фильм Кар-Вая) и "Падших ангелов". "Великого мастера" можно сравнивать с его картиной "2046" (хотя по тематике она скорее близка к "Праху времен"). "2046" не просто был вторичным проектом по отношению к "Любовному настроению"; в нем Кар-Ваю впервые отказало чувство вкуса и меры. Красота там достигла космических масштабов, мизансцены превратились в визионерские фейерверки, однако была утрачена цельность и глубина (как характеров, так и драматургии). Этим же страдает и "Великий мастер". Однако если в "2046" Кар-Вай копировал самого себя, то в эпосе про Ип Мана торчат уши как "Матрицы" (бои под дождем вполне напоминают трюкачества Нео), так и "уся" Энга Ли и особенно Чжана Имоу. Как Вонг ни старался, но переплюнуть по красочной эстетике "Героя" ему все равно не удалось.

Нарратив в "Великом мастере" строится следующим образом: сначала мы наблюдаем эффектную сцену боя, затем нас ждет несколько глубокомысленных афоризмов о кодексе чести воина, далее следует перечисление некоторых исторических событий и завершает круг, наконец, очередная драка. Все персонажи в ленте служат скорее вспомогательной функцией и помогают режиссеру хоть как-то связать сюжет. Хотя Вонг несколько лет монтировал фильм, именно с этим элементом самые большие проблемы. "Великий мастер" чрезмерно и неоправданно затянут, цельность полотна отсутствует как класс, а художественные приемы (как "раздвоение", так и слоу-мо) к середине просмотра начинают откровенно напрягать. Любому китайцу известно о красоте актрисы Чжан Цзыи, но какой смысл так часто использовать крупные планы ее лица? Наконец, эклектика в фильме совершенно не идет на пользу восприятию. Сцены боев в "Великом мастере" напоминают какой-то кунг-фу комикс, поэтому довольно сложно после них "переключаться" на реальные исторические моменты вроде захвата Китая японцами. Вывод после просмотра напрашивается такой: когда великий мастер уходит надолго в тень в поисках своего кинематографического идеала, очень часто в результате получается что-то вроде "Великого мастера". За время съемок своего шедевра Кар-Вай не только упустил актуальность тематики (за это время были сняты другие ленты об Ип Мане), но и законсервировал свой выработанный стиль. Новых находок автора я не увидел, а старые приемы уже не работают. 

Теги: