The Godfather / The Godfather II

У меня отношение к фильмам дилогии (да, не будем на ненужный триквел показывать пальцем) неравнозначное. Безусловно, оба фильма - кино на все времена. И отношение к ним может меняться как с возрастом, так и с вайбом эпохи. Очевидно лишь то, что обе ленты Копполы - кинематографические шедевры. Но я буду немного не об этом. Скорее о личном отношении к ним.

В первом "Крестном Отце" для меня гармонично все: история, режиссура, актеры и музыка (хотя 'love theme' Нино Рота является адаптацией). Но главным ачивментом для меня является эволюция образа Майкла Корлеоне. Он очень интересен как персонаж: ведь в начале он обычный "фронтовик", а в финале - глава семейства. И это даже не "падение человека" в привычном смысле. Скажем, о Тони Монтана в самом начале мы можем сказать, что он явный социопат, который пока не дорвался до власти. Майкл Корлеоне - тот самый, который чурался этой власти, он хотел для себя совсем другую жизнь. Это один из лучших образов в мировой культуре именно поэтому.

В "Крестном Отце-2" он уже консерватор: он не будет меняться до финала. Это уже глава "семьи". Это топ-менеджер корпорации, которая сотрет в порошок всех остальных. Моральное вето не убивать Фредди раньше смерти матери - выглядит не более как атрибут патриархальный, ведь Фредди все равно обречен и в лапах Майкла. Во всех остальных случаях Майкл поступает сугубо рационально: все для бизнеса. Из-за этого Майкл для меня перестает быть интересным как герой/антигерой. Он слишком практичен. Кстати, в отличие от Тони Монтана в исполнении того же Аль Пачино. В какой-то момент деградации и падения у Тони на время возникают "моральные сентенции" и даже условный бунт в жесткой системе капитализма.

Кстати, финальные сцены "Крестного отца-2" пытаются копировать мощь первого фильма в стиле "сейчас я решаю семейные дела". Мы видим самоубийство и двойное убийство в параллельном монтаже, но уровня ленты-1972 все равно это не достигает. Есть ощущение, что Коппола во многом повторяет тропы первого "Крестного Отца" за исключением предыстории Вито Корлеоне. Вот там - витальная сила "КО-2", потому что образ Вито благодаря актерским перфомансам Марлона Брандо и Роберта Де Ниро достигает пика. Неслучайно, именно они получили по "Оскару" за свои роли. Вито Корлеоне (Майкл спрашивает мать: "а какой был на самом деле отец?") - это "священный грааль" дилогии. Тело и душа обеих лент.

Теги: