Stoker (2013)

Пак Чхан Ук забрался на территорию Хичкока, перенеся все условности и клише ретро-кино на современную почву артхауса. "Стокер" принялись ругать за резкое разделение формы и содержания, видя в изумительной режиссуре корейца откровенный претенциоз. Действительно, фильм выстроен очень точно геометрически: за версту видна прекрасная работа с мизансценами и монтажом. По сути режиссер попытался показать картину мира через оптику нездоровой взрослеющей девушки, становящейся так похожей на своего близкого родственника. Формально ленту можно обозвать вольным римейком "Тени сомнения", только вот задачи Пак Чхан Ук ставит совершенно другие.

Уже самые первые кадры в картине являются откровенным спойлером, что говорит нам о нежелании автора "Олдбоя" излишне пудрить мозги зрителю. Нарратив в "Стокере" прост, шаблонен и мог бы сойти за очередной проходной триллер, кабы не умелая рука настоящего мастера. Пак Чхан Ук строит кино на фетишах и патологии: красной нитью через весь сюжет проходит тематика педофилии и инцеста, а фетишистские образы (тапочки, карандаш, цветок) раскрывают нам тайные желания и мысли персонажей. Индия вот-вот из гусеницы превратится в бабочку, наденет туфли и начнет "порочные игры".

В картине особняком стоят две сцены, которые во многом определяют настроение всего фильма. Первым эпизодом стоит назвать ролевую игру на рояле, в ходе которой режиссер инсценирует сексуальный оргазм. Вторым важным моментом для фильма является сцена в душе, в ходе которой становится ясна истинная природа Индии. Режиссер не пытается нас поразить проработкой сценарных линий, весь нарратив выстраивая путем умного монтажа, флешбеков и прямых/скрытых аллюзий. Из-за этого фильм может показаться на редкость искусственным и неживым. Однако Stoker действует как трясина: засасывает очень медленно, но с головой. "Стокер" напрягает болезненным поведением персонажей, среди которых сложно встретить хотя бы одного нормального человека. Это изображение странного мирка, в который неприятно, но интересно заглянуть. 

Теги: