О всеядности «Артиста»

Шутки шутками, но с «Артистом» случилось совершенно патовая для всех остальных ситуация. Дело в том, что вчера фильм получил главную награду «Сезар» как лучший французский фильм. А сегодня он получил премию «Спирит» как лучший американский фильм. Это откровенный нонсенс. Такого еще никогда не было.

Я не беру премии «Глобус», «Бафта» и «Оскар», которые допускают номинацию любого (англоязычного, немого или неанглоязычного) фильма в главной категории. Например, теоретически главный «Оскар» может выиграть да хоть гипотетически монгольский фильм, лишь бы он шел в указанные сроки в кинотеатрах Лос-Анджелеса и был хронометражом более 40 минут. Понятно, что это все уловка и утопия, но в истории Голливуда были случаи номинаций на главный «Оскар» (то есть категорию «лучший фильм») зарубежных картин. Например, та же итальянская «Жизнь прекрасна». А уж в лучших режиссерах ходили и Бергман, и Феллини, и Бениньи, и Мейреллеш.

Но проблема в том, что «Спирит» номинирует на свою награду только американские независимые ленты. Для всех остальных у них есть категория «зарубежный фильм», но в основной номинируют только американские картины. И вот, «Артист», оказывается, это американский индепендент. Мне смешно. Между прочим, «Артист» не был включен в лучшую десятку американских лент года американского киноинститута (AFI), ибо по всем основным критериям он не катит как американское кино. В чем же соль? «Спирит» заявляет, что упор делает на продюсерской компании, которая должна базироваться в США (The film is set in the United States and at least partially financed by a company whose principal office is in the U.S.). Речь идет само собой о компании Weinstein Company. Но мы идем дальше и смотрим основные источники (включая IMDB) и обнаруживаем компанию Вайнштейнов только лишь как прокатчика фильма в США. Какого хрена «Артист» стал вдруг американской лентой? Допускаем даже, что Вайнштейны его финансировали на стадии проекта. Но прошлогодний «Король говорит!» был наполовину фильмом Вайнштейнов (хотя формально он британский), но на том же «Спирите» шел в зарубежной категории. В этом году на зарубежный «Спирит» были номинированы 5 лент, 3 их которых англоязычные (две британские и коалиционная «Меланхолия»). По логике там должен был оказаться и «Артист». Ибо и к локации, и к съемкам в США тут можно придраться: британский «Стыд» снимался в США, но идет в зарубежной категории. Так какого хрена «Артист» стал американской лентой? Настолько сомнительные условия, по которым к американскому кино можно приписать абсолютно любой проект, если он частично финансирован какой-нибудь студией в США. Было бы желание, как говорится. При всей моей симпатии к фильму меня это откровенно взбесило.

В России это называется так: бабло побеждает зло. Харви «Бог» Вайнштейн рулит.

Теги: