Amour

Совершенно символично то, что в этом фильме главную роль играет Жан-Луи Трентиньян, блиставший в одном из самых романтичных фильмов о любви "Мужчина и женщина". Вряд ли об этом думал режиссер, приглашая Трентиньяна в свой проект, но факт остается фактом: Михаэль Ханеке представил свою версию истории любви одной пары уже на склоне лет. Amour - довольно камерное и очень депрессивное кино. Герр Ханеке уже давно вошел в историю кинематографа как один из выдающихся режиссеров и мог бы сейчас снимать что его душе угодно. Мы бы простили Мастеру любую блажь. Но Ханеке не просто так заслужил свое право в вечности, практически как Бергман или Кесьлевский. Ему всегда есть что сказать.

"Любовь" - кино не для всех, но про каждого. Синематограф любят во всем мире за эскапизм, позволяющий на время отвлечься от проблем и полностью погрузиться в вымышленную вселенную. Однако Ханеке из фильма в фильм акцентирует свое внимание как раз на самых мрачных и тяжелых сторонах человеческой реальности. Австрийца тяжело смотреть и хочется укрыться от его творчества под подушкой: не надо нас так пугать и портить нам настроение!

Сложно обвинить людей в невнимании и неуважении к старости, здесь скорее работает защитный механизм любой психики. Человеку не хочется думать о самом страшном: о болезнях и смерти, но их неизбежность пугает и перманентно возвращает к мыслям о них. Поп-культура ответила на это изобретением "культа молодости", превратив человеческое лицо на экране в маску вечной красоты и радости. Любопытно, что параллельно на экранах в России сейчас идет очередное кино про Джеймса Бонда, ставшего абсолютом силы, красоты и молодости. 007 вечен, а вот мы, к сожалению, нет. Ханеке делает инъекцию от иллюзорного инфантилизма. Черный экран в финале ленты есть точка не-возвращения, черты между "там" и "здесь". Ханеке приносит смерть на экран, а из-за этого становится еще страшнее.

Теги: