Однажды в Анатолии

Парадоксальным образом Джейлан восполняет то, что мне не хватило у Финчера: предельная аутентичность местности, цельность истории и дотошность в повествовании. По форме Джейлан сильно отличается от Джейлана нулевых. «Три обезьяны», которые многих разочаровали (но мне нравятся), поставили творчество турка в подвешенное состояние: дальше он мог либо поменять вектор своего творчества, либо уйти в самоповторы и излишнюю эстетику. Джейлан словно принял вызов и выдал атипичный для себя фильм (то, чего не смог сделать тот же Тарр). Турок добивается в ленте абсолютного перфекционизма в рассказе и весь просмотр чувствуешь себя словно бы незримым свидетелем всех событий, которым веришь. Джейлан рискует и не боится водить зрителя полтора часа во мгле ночной по турецким пустошам. Он не играет со зрителем и не манипулирует им. Как бы этот фильм выглядел в голливудской условной версии? Был бы сокращенный хронометраж и искусственно раставленные акценты. Джейлан от них открещивается. К тому же у него появляется явная ирония и даже черный юмор (сцена с трупом). Но финал расставляет все по местам: по духу это все тот же Джейлан, вдумчивый и меланхоличный. Тот, которого мы любим.

Теги: