Mr. Turner

Новую ленту Майка Ли удалось посмотреть в рамках фестиваля "Британского кино". Хочется сразу отметить несколько заблуждений, которые могут сложиться из-за синопсиса и выбранной тематики. Во-первых, фильм не является байопиком в классическом понимании этого слова. Из жизни художника взят вполне конкретный период времени, а сам Майк Ли совершенно не ставит задачу показать Тернера в рамках "википедичной скуки". Во-вторых, в ленте чудесным образом смешаны реальные факты из жизни живописца с фикцией. Поэтому адепты изображения великих людей в кинематографе "правдиво" могут не волноваться и проходить мимо. Майк Ли изобразил Тернера так, как считает нужным. 

При просмотре "Уильяма Тернера" на ум сразу приходит "Барри Линдон" Кубрика, с которым так и хочется сравнить ленту британца. Стилистически они действительно похожи, к тому же оба фильма являются визионерскими шедеврами. Оператор Дик Поуп "синхронизирует" художественный мир с картинами самого Тернера. Он использует те же цвета и краски, а после монтажных переходов иной раз сразу и не сообразить, что же изображено на новом кадре: реальный пейзаж или полотно живописца? Это кино дивной красоты (ведь "Бог - это солнце"). Майка Ли можно при желании обвинить в холодном стиле повествования и ощутить нехватку эмоций от самого действа. Но тут как раз тот случай, когда эстетическое вполне компенсирует зрителю отсутствие эмпатии к герою и нравственных дилемм (за ними обращайтесь к братьям Дарденн, пожалуйста).

Это кино о смирении перед уходящей эпохой (появление фотосъемки); это кино о радости бытия в работе, за любимым занятием (в этом контексте Тернера можно назвать самым счастливым человеком на свете); это кино о субъективности восприятия живописи (знаменателен эпизод, когда одну и ту же картину одновременно ругали и хвалили); это кино о смелости быть смешным и при этом гнуть свою линию (а на сатиру отвечать новыми шедеврами); это кино о моральной ответственности художника перед потомками (завещание своего искусства своему народу). Каждый волен выбрать тот лейтмотив ленты, который ему персонально близок. Ведь истины не существует. Все зависит от угла зрения. Уж Тернер в этом точно понимал кое-что.

Теги: