Лучшие фильмы 2015 года
Безусловно, самым заметным событием киногода в мире стал триумф нового "Безумного Макса" (Mad Max: Fury Road). Это роад-муви буквально покорило критиков всего мира, собрав в сезоне немало наград. А вишенкой на торте для Максима оказались сразу шесть "Оскаров" от Американской Киноакадемии, включая статуэтку за выдающийся монтаж. Артбастер Джорджа Миллера сюжетно довольно прост, зато кинематографически просто великолепен. Режиссеру удалось сделать, казалось, невозможное: на протяжении двух часов поддерживать высочайший темп ленты. Такого адреналина в экшн-фильмах зрители не видели очень давно.
Однако, для меня лучшей картиной года стала лесбийская драма "Кэрол" (Carol) Тодда Хейнса. Изысканный, неповторимый стиль этой гипнотической ленты не мог меня не влюбить. Режиссеру удалось не только удачно адаптировать роман Патриции Хайсмит для большого экрана, но и великолепно передать дух 50-х годов в американском обществе. Если в предыдущих фильмах Хейнса форма заметно превалировала над содержанием (к примеру, в ленте "Вдали от рая"), то в "Кэрол" ему удалось совместить ее с нарративом. Это тонкая, атмосферная, завораживающая картина, которая сразу нашла глубокий отклик в моем сердце. Особенно стоит отметить операторскую работу Эдварда Лахмана, которому удалось снять настоящий мастерпис.
Отдельно выделю дебютантов 2015 года. Сразу пять новичков у меня попали в топ-25: ими оказались "Ведьма", "Дневник девочки-подростка", "Из машины", "Мустанг" и "Сын Саула". Это заметное достижение неофитов, которые потеснили на небосклоне признанных авторов. Дело в том, что многие "большие режиссеры" скорее почивают на лаврах, не пытаясь менять устоявшийся стиль и чем-то удивлять своих поклонников. Некоторым разочарованием для меня стали работы Апичатпона Вирасетакуна, Паоло Соррентино и Квентина Тарантино, от которых я ждал все-таки несколько большего. А вот корейскому мастеру Хон Сан Су постоянство в стилистике только идет: в этот раз он снял один из своих лучших фильмов в карьере ("Прямо сейчас, а не после").
Итак, лучшие ленты года по версии Auteurs.ru в алфавитном порядке:
1. Безумный Макс: Дорога ярости (Mad Max: Fury Road), реж. Джордж Миллер
2. Бруклин (Brooklyn), реж. Джон Краули
3. В центре внимания (Spotlight), реж. Том МакКарти
4. Виктория (Victoria), реж. Себастьян Шиппер
5. Дневник девочки-подростка (The Diary of a Teenage Girl), реж. Мариэль Хеллер
6. Из машины (Ex Machina), реж. Алекс Гарленд
7. Кэрол (Carol), реж. Тодд Хейнс
8. Рыцарь кубков (Knight of Cups), реж. Терренс Малик
9. Сын Саула (Saul fia), реж. Ласло Немеш
10. Убийца (Nie yin niang), реж. Хоу Сяосянь
45 лет (45 Years), реж. Эндрю Хэй
Агенты А.Н.К.Л. (The Man from U.N.C.L.E.), реж. Гай Ричи
Ведьма (The VVitch: A New-England Tale), реж. Роберт Эггерс
Выживший (The Revenant), реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту
Дипан (Dheepan), реж. Жак Одиар
Игра на понижение (The Big Short), реж. Адам МакКей
Лобстер (The Lobster), реж. Йоргос Лантимос
Любовь (Love), реж. Гаспар Ноэ
Макбет (Macbeth), реж. Джастин Курзель
Мустанг (Mustang), реж. Дениз Гамзе Эргювен
Прямо сейчас, а не после (Ji-geum-eun-mat-go-geu-ddae-neun-teul-li-da), реж. Хон Сан-су
Такси (Taxi), реж. Джафар Панахи
Стив Джобс (Steve Jobs), реж. Дэнни Бойл
Убийца (Sicario), реж. Дени Вильнев
Шпионский мост (Bridge of Spies), реж. Стивен Спилберг