Лучшие фильмы 2014 года
В прошедшем киносезоне практически на всех фронтах боролись между собой два гранда-тяжеловеса: "Бердмэн" и "Отрочество". Если кинокритики выбрали в качестве главного героя года американца, то индустрия отдала свое сердце гребаному мексиканцу с гринкартой. После просмотра я оказался далеко не в восторге от фильма Ричарда Линклейтера. Boyhood показался мне претенциозным и затянутым проектом, который заработал столько похвал и вистов только благодаря своей "фишке" (двенадцать лет съемок). Хайп по этой симпатичной инди-ленте был действительно чрезмерным. После завершения гонки мне пришлось (во многом ради прекрасного перфоманса Патрисии Аркетт) пересмотреть "Отрочество": как оказалось, в своих первоначальных впечатлениях я не ошибся. Картину Линклейтера мне сложно назвать "шедевром" и я не понимаю безумных восторгов, хотя в ней и немало сильных сторон.
А вот "Бердмэн" (Birdman) со мной сразу 'срезонировал'. В фильме Алехандро Гонсалеса Иньярриту органично сочетаются отличный сценарий, прекрасный ансамбль, безупречная работа оператора (с отменной имитацией "театральной непрерывности") и режиссура. К тому же в нем присутствует та незримая "магия", которая и способна превращать воду в вино, а хорошее кино в шедевры. Несмотря на свой формализм, кино дышит полной грудью и поражает своей атмосферой Манхэттена на уровне лучших лент Вуди Аллена. Говоря любимыми словами одного опального киноведа: это экзистенциальное кино. Это и сатира на индустрию Голливуда, и апология профессии актера как таковой, и повесть о сути славы, и кино о выборе приоритета на жизненном пути. В "Бердмэне" будут считать монтажные "склейки" и анализировать построение мизансцен. Однако, когда переполняют эмоции, хочется издавать птичьи рингтоны подобно Майклу Китону и бегать пьяным по крышам небоскребов. Зачем слова, когда величие ленты отражается в красивых и больших глазах Эммы Стоун?
Из числа остальных участников моего топ-листа особо отмечу "Дикую" (Wild) и "Одержимость" (Whiplash). Лента Жан-Марка Валле очаровала меня своей чистотой, прозрачностью, каким-то неосязаемым витальным зарядом и мощной энергетикой, исходящей от Риз Уизерспун. Дэмьен Шазелл и вовсе стал главной сенсацией года, переплюнув по градусу саспенса самого, мать его, Дэвида Финчера. Автору "Одержимости" вполне под силу занять свою нишу в голливудском мейнстриме на годы вперед. Долгое время в списке 10 лучших фильмов у меня находился "Лего Фильм". Это увлекательный, оригинальный и по-своему новаторский проект, который произвел настоящий фурор после релиза. К сожалению, из-за мощной конкуренции среди игровых картин мне пришлось пожертвовать анимацией и убрать "Лего" из "десятки". Однако, я его по-прежнему очень люблю и не стыжусь этого. Ниже представлены лучшие фильмы 2014 года по моей версии. Потому что они в моем, сука, темпе!
Итак, лучшие ленты года по версии Auteurs.ru в алфавитном порядке:
1. Бердмэн (Birdman), реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту
2. Врожденный порок (Inherent Vice), реж. Пол Томас Андерсон
3. Дикая (Wild), реж. Жан-Марк Валле
4. Дикие истории (Relatos salvajes), реж. Дамиан Сифрон
5. Зимняя спячка (Kis uykusu), реж. Нури Бильге Джейлан
6. Исчезнувшая (Gone Girl), реж. Дэвид Финчер
7. Одержимость (Whiplash), реж. Дэмьен Шазелл
8. Самый жестокий год (A Most Violent Year), реж. Джей Си Чендор
9. Стрингер (Nightcrawler), реж. Дэн Гилрой
10. Уильям Тернер (Mr. Turner), реж. Майк Ли
Возлюбленные (The One I Love), реж. Чарли МакДауэлл
Два дня, одна ночь (Deux jours, une nuit), реж. Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
Звездная карта (Maps To The Stars), реж. Дэвид Кроненберг
Зильс-Мария (Clouds of Sils Maria), реж. Оливье Ассайас
Игра в имитацию (The Imitation Game), реж. Мортен Тильдум
Интерстеллар (Interstellar), реж. Кристофер Нолан
Комбинат "Надежда", реж. Наталия Мещанинова
Крестный путь (Kreuzweg), реж. Дитрих Брюггеманн
Лего Фильм (The Lego Movie), реж. Фил Лорд, Кристофер Миллер
Люси (Lucy), реж. Люк Бессон
Мотивации ноль (Zero Motivation), реж. Талия Леви
Они пришли вместе (They Came Together), реж. Дэвид Уэйн
Отель 'Гранд Будапешт' (The Grand Budapest Hotel), реж. Уэс Андерсон
Отрочество (Boyhood), реж. Ричард Линклейтер
Снайпер (American Sniper), реж. Клинт Иствуд
Бог знает что (Heaven Knows What), реж. Бен Сэфди, Джошуа Сэфди
Герцог Бургундии (The Duke Of Burgundy), реж. Питер Стриклэнд
Девушка возвращается одна ночью домой (A Girl Walks Home Alone at Night), реж. Амирпур
Кумико – охотница за сокровищами (Kumiko, the Treasure Hunter), реж. Дэвид Зеллнер
Миниатюрный остров (La isla mínima), реж. Альберто Родригес
Оно (It Follows), реж. Дэвид Роберт Митчелл
Племя, реж. Мирослав Слабошпицкий
Страна благоденствия (Jauja), реж. Лисандро Алонсо
Ты спишь, Николь (Tu dors Nicole), реж. Стефан ЛаФлер
Феникс (Phoenix), реж. Кристиан Петцольд