Prometheus
Изначально не ждал ничего хорошего от фильма Ридли Скотта по нескольким причинам. Во-первых, «Прометея» продвигали как приквел «Чужого» (это потом выяснилось, что его даже можно назвать оригинальным проектом), а в мифологии «Чужих» все давным-давно разобрано по косточкам. На самом деле из всей квадрилогии я по-настоящему уважаю только «Чужого», хотя и «Чужих» ценю как неплохой сиквел. Фильм Кэмерона уже был совершенно необязательным, так как вся история заканчивается с открытым финалом в ленте Ридли Скотта. Но Кэмерон сместил жанровые акценты (сделав упор на экшн) и поэтому его проект также стоит назвать удачным. А вот третий и четвертый фильмы во вселенной «Чужих» оказались совершенно ужасными и невразумительными. Их можно забыть как страшный сон, посмотрев один раз «для галочки».
Во-вторых, сам Ридли Скотт последние десять лет снимает фильмы один хуже другого. Казалось, он как режиссер себя исчерпал как минимум еще на «Черном ястребе» (а по гамбургскому счету еще на «Тельме и Луизе»). Но возвращение к родным истокам (научной фантастике в духе шедевров «Чужой» и «Блейд раннер») себя неожиданно оправдало. Поначалу создается впечатление, что «Прометей» все-таки является откровенным коммерческим приквелом «Чужого», ничего не превнося нового. Сразу стоит вспомнить последнее «Нечто», которое шифровалось под приквел, а на деле оказалось откровенным римейком фильма Карпентера (просто сюжетная канва позволяла это сделать). Так вот, затем опасения фильм развеял.
Ридли Скотту удалось по-новому раскрыть мифологию «Чужих», сделав акцент на совершенно другом. «Чужой» был безупречным хоррором в космосе с уникальной нуарной атмосферой. В «Прометее» Скотт делает ставку на вечные философские вопросы сотворения человека и создает на экране совершенно новых существ. Мы уже не одиноки в космосе, но и ксеноморфы не единственные наши друзья. Хотя некоторые сцены напоминают «Чужого» (чужой, проникший в тело ученого и так далее), фильм смотрится как самостоятельный проект. Сцена кесарева сечения, на мой вкус, одна из самых страшных в кино за очень долгое время. Аллюзии к фильму 1979 года лишь добавляют перца, заставляя сравнивать героинь Элизабет с Рипли (обе женские роли удались на «ура»). А финальный месседж при условии хорошего проката ленты даже оставляет шансы на совершенно новую франшизу. «Прометей», как и подобает высокачественному сай-фаю, умеет задавать вопросы, которые нам интересны. Мы же человеки.