INLAND EMPIRE

Спустя семь лет впервые пересматривал INLAND EMPIRE Дэвида Линча. В то время я не смог ее полюбить ни эмоционально, ни рационально. Она мне казалась излишне перегруженной и тяжеловесной, к тому же дешевая "цифра" совершенно не добавляла вистов. Меня можно назвать фаном "позднего" Линча, времен творений "Шоссе в никуда" и "Малхолланд Драйва", благодаря которым я и состоялся как киноман. Не буду лукавить: без просмотра Mulholland Dr. я бы тут сейчас не писал и не смотрел кино с таким упоением вот уже много-много лет. Это тот фильм, который напрямую повлиял на мое синефильское мировоззрение и судьбу. Однако, я отвлекся. Сила "Внутренней империи" в том, что она резко разрывает привычные ожидания "линчеманов" со штатулками, диковатыми фриками, красивыми девушками (Arquette, Watts) и безупречной экранизацией "сна". Это не тот Линч, к которому привыкли его верные апологеты. Это самое радикальное кино, которое только можно себе вообразить. Вместо безупречной целлюлозы - низкопробная "цифра", вместо лесбийских перверсий и красивых поп-песенок - страшная морда Лоры Дерн во весь экран. Вместо подсказок и "ключей" полное погружение в бездну. Это пощечина тем зрителям, которые ждут от Линча "чего-то мистического" и неожиданных радостей в повседневной жизни.

После релиза "ВИ" многие критики восприняли как "Малхолланд Драйв 2", хотя на самом деле там практически нет точек соприкосновения. Это куда ближе к раннему творчеству маэстро, когда он снял Eraserhead. Однако, то был типичный сюрреализм, которым удивить довольно сложно. INLAND EMPIRE - это нарративное кино без нарратива, "кино о кино" без кино; страшный сон во время жуткой бессонницы. Здесь Линч раздвигает любые границы: более-менее внятный сюжет исчезает спустя сорок минут; время "скачет" от будущего к прошлому; действие играючи переносится из Голливуда 00-х в Польшу 19 века; образ Лоры Дерн начинает "двоиться" и даже "троиться"; экран внутри экрана внутри экрана становится нормой. Самое забавное, что Линча нельзя назвать "мистиком" в упрощенном понимании этого слова: в его фильмах нет намеков на загробную жизнь или демонов в человеческом обличьи. Нет у него и типичной сверхъестественной "шелухи", которая появляется в хоррорах ради создания "страха" у зрителя. Время-пространство во "Внутренней империи" у него и реально, и нереально одновременно. Где это происходит? С кем? На экране или в реальности? Происходит ли вообще? Никакого ответа на эти вопросы быть не может. Но это и не "поток сознания": напротив, INLAND EMPIRE кажется мне очень продуманным и выверенным фильмом, в котором Линч сделал все, что хотел. Любые попытки "осмысления" и трактовки обречены на провал, потому что в фильме нет ни одного устойчивого предмета в водной глади. Здесь нет разделения "сюжета" и "метасюжета": сеанс засасывает в одну воронку, из которой невозможно выбраться. Это "кино-кино" в первобытной своей сути, истинная доминанта "визуального" как главного в кинематографе. Это и есть внутренняя империя.

Теги: