Films of the 'Year'

Критики продолжают составлять "лучшие фильмы года". Но что такое "год"? К примеру, американские критики ориентируются на релиз фильма в США. То есть если фильм был выпущен в 2012 в ряде стран, а в США только в 2014 - то его относят к 2014 году. Некоторые издания (вроде Film Comment) балуются бонусными списками вроде Unreleased films, но это все же исключение. Ведь они могут так и остаться для США unreleased. А вот у русскоязычных критиков критерии "киногода" чрезвычайно размыты. Наши любят сувать в свой топ-лист все подряд: выпущенные в этом году ленты, невыпущенные вовсе и те, которые выйдут в прокат в 2015. Вот, к примеру, в топе Антона Долина присутствуют: "Интерстеллар" (вышел в прокат РФ в 2014), "Отрочество" (не выходил в прокат вообще и не будет) и "Бердмэн" (выйдет в 2015). Безусловно, такой разброс совершенно никуда не годится. Рядовые синефилы не имеют возможности смотреть артхаусные новинки на фестивалях, в отличие от г-на Долина. Что в таком случае делать нам?

В 2010 я начал составлять свои списки "лучших лент года". В тот момент передо мной стоял острый выбор: что же именно выбрать в качестве критерия? Фестивальную премьеру, релиз в США, релиз в РФ, появление в интернете? Если выбирать первое, то сразу "отсеиваются" многие фестивальные новинки, которые становятся открытыми для доступа спустя год-полтора после премьеры. Если выбрать релиз в США, то остаются не у дел многие русские фильмы, которые не будут там выпущены никогда. Прокат в РФ и вовсе гиблое дело: он слишком мейнстримный и вялый. Лучшие ленты годы, как правило, у нас даже не показывают в кинотеатрах. Однако, подводить итоги все-таки надо. Поэтому я сделал "ход конем": сдвинул время подведения итогов с декабря на февраль-март. К этому времени можно успеть посмотреть почти все громкие премьеры года. Наконец, я начал составлять списки "Особых упоминаний": те ленты, которые по различным причинам не удалось отсмотреть год назад. Такая стратегия полностью себя оправдала.

Теги: