Завод
Юрий Быков как обычно начинает в своих фильмах "за здравие", а заканчивает - "за упокой". Вот и "Завод" не стал исключением. Благая цель - показать социальное неравенство, "изнанку" современной России, вспомнить о морали и своем месте в обществе. Но "правдорубство" Быкова куда глубже: ему обязательно надо орать через экран о-чем-кино; ему важно вооружиться слоганами времен "Брата"; ему не понять, что подобные ленты остались в глубоких 90-х. Казалось бы, у Быкова на руках неплохая сценарная идея жанрового фильма с социальной подоплекой (чем не русский Кен Лоуч?). Но он ее собственноручно гробит, намеренно делая из фильма театрализованное представление. В итоге ни одному персонажу с "Завода" до конца не веришь. Потому что все - ходячие архетипы. Вот злой "олигарх", вот контуженный "правдоруб", вот "подлец-изменник" и так далее. К тому же вместо "матов" все изъясняются в фильме на языке высокой морали и духовности.
Сценарные "вотафаки" начинаются почти сразу: у простых рабочих находится за пару дней до спецоперации целый арсенал оружия и патроны, а действуют они в ходе захвата - не как обычные работяги, а как вполне сносные новички бандитского цеха. Но что дальше? Очень быстро выясняется, что главного борца за справедливость по кличке "Седой" деньги за выкуп абсолютно не интересуют. Ему бы свою речь толкнуть и правду рассказать. Наивность семидесятого уровня. Вот тут Быков и начинает тонуть. Весь замес оказывается обычным междусобойчиком (внимание!) между наемными работниками самого олигарха. Только с одной стороны - рабочие, а с другой - личная охрана. Бравый СОБР оказывается совершенно ни при делах и вежливо идет покурить до кульминации.
После просмотра "Завода" я окончательно понял, почему мне не нравится "Дурак". Оторван Быков от реальности, ох, оторван. Попытки изложить свою мораль совершенно не смотрятся на изначально искусственном скелете. Весь сценарий "Завода" мертв от начала и до конца. Попытки в одну емкость вместить "Бешеных псов" и "Левиафана" обречены на фиаско. Что печально, ведь сам режиссер этого не осознает. О чем говорят его истерики после кассового провала фильма. Получается, что Быков - одинокий русский Дон Кихот, борящийся с ветряными мельницами.