Довлатов

"Довлатов" понравится далеко не каждому. Одним покажется, что в байопике про культового писателя слишком мало "самого писателя" и он в основном об эпохе 70-х в целом. Другим не понравится гиперреалистичный, "германовский" (сын продолжает традиции отца) стиль повествования, в котором утонуть довольно легко. Третьи будут разочарованы не особо свежей, типичной для нашей культуры тематикой (гений в рамках системы, интеллигенция и советское общество, "детали" и вневременность). К сожалению, многие зрители на моем сеансе не смогли досмотреть "Довлатова" до конца и ушли. В эпоху попкорн-потребления сложное для восприятия и не особо развлекательное кино не очень ценится.

Одно можно сказать с уверенностью, что "Довлатов" - это настоящее кинособытие. Герман скурпулезно и с перфекционистским взглядом подходит к отображению соответствующей реальности в своей ленте. Работа художника-постановщика здесь просто фантастическая (именно за нее фильм получил специальный приз на "Берлинале"). Быт, вещи, одежда, помещения и другие артефакты выглядят в "Довлатове" совершенно по-германовски. Пожалуй, в этом смысле "Довлатов" созвучен классической картине Германа-старшего "Мой друг Иван Лапшин". Также отмечу выдающуюся операторскую работу замечательного Лукаша Зала. Напомню, что он снимал польскую "Иду", за которую получил номинацию на "Оскар".

Правильным решением стало приглашение на главную роль сербского актера Милана Марича. Его лицо не засвечено у нас "медийно", оно выглядит свежо на экране. А в контексте 70-х именно "его" Довлатов изображен особенным талантом среди окружающих писателя серых и скучных лиц. С другой стороны, Марича поддерживают в суппорте наши сильнейшие артисты вроде Лядовой, Козловского и Ходченковой. Все они сыграли маленькие, но по-своему важные роли в фильме. Однако, из всего каста я  прежде всего выделю Артура Бесчастного, который потрясающе вошел в образ молодого Иосифа Бродского.

Теги: