Wong Gok ka moon

"Пока не высохнут слезы" (Wong Gok ka moon) - дебютный фильм Вонга Кар-Вая. На этом, как правило, и останавливаются в рецензиях: мол, это лишь проба пера великого мастера и все такое. Дескать, настоящего гения мы оценим позже, лишь в 90-х. На Западе этот фильм, действительно, не пользуется какой-то известностью. А почему? Ведь это лишь очередная лента в рамках поточного производства криминальных проектов. К примеру, на обложке русскоязычного издания DVD написано так: "Это должен был быть обычный гангстерский боевик, какие в Гонконге штампуются сотнями. Но сюжет оказался гораздо сложнее привычного, а стрельбы и поцелуев на экране было меньше положенного" (с).

Как оказалось, все не так просто. Во-первых, "Пока не высохнут слезы" удивляют с первых кадров: даже привыкшие к стилю Вонга здесь могут удивиться уникальному сочетанию поэтики и прозы, атмосферы и нарратива, артхаусной начинки и мейнстримного сюжета. Во-вторых, в азиатском колорите растворяется невинная и при этом явно преступная лав-стори между кузенами - в европейском артхаусе из нее наверняка бы раздули какой-нибудь спекулятивный сюжет, используя его в рамках ЛГБТ-движения, борьбы за равенство гвинейцев и еще чего-нибудь в этом духе. А у Кар-Вая, напротив, все красиво, лирично и вдохновляюще. В-третьих, сами китайцы довольно высоко ценят "Пока не высохнут слезы". Скажем, в рамках выборки Hong Kong Film Awards эта картина Кар-Вая входит в сотню лучших, опережая по месту ранжира (sic!) обласканное всеми "Любовное настроение". В-четвертых, фильм нужно смотреть хотя бы ради Мэгги Чун. При первом взгляде на нее сразу понимаешь, почему она стала музой Вонга на десятилетия вперед. Это прекрасное кино, с которого вполне можно начинать знакомство с будущим автором шедевров "Дикие дни", "Чункингский экспресс" и "Падшие ангелы"

Теги: