Taxi
"Такси" (Taxi) - очень смешное и при этом довольно злое кино. Джафар Панахи затронул важные социальные проблемы Ирана (свобода, инакомыслие, законы), но придал острым политическим размышлениям легкую жанровую форму. В такси режиссера садятся случайные люди с самыми разными проблемами. Временами Джафар и вовсе сближает кино с "комедией абсурда", ибо, скажем, без улыбки на двух женщин с рыбкой в руках невозможно смотреть. Но манифест Панахи в первую очередь все-таки посвящен самому кинематографу. Режиссер неслучайно включает свою племянницу в "ролевую игру": камеры в такси (возможно, видеорегистраторы) снимают девочку, которая в это время снимает оператора, который снимает на улице свадьбу. В итоге перед нами рождается настоящее "кино о кино": реальность сливается с иллюзией, а игровое кино с документальным. "Такси" - это не только "социалка" или любопытное мокьюментари. Это еще и серьезный фильм, посвященный самой сути кинематографа. Девочка пытается проводить границы между "реальностью" и "кино", зачитывая вслух требования по поводу изображения жизни в школьном фильме (положительные герои не должны носить галстуки, там не должно быть никакой "чернухи"). А для Панахи кино неразрывно связано с реальностью и словно бы "вытекает" из нее: зачем искать сюжеты, если сама жизнь гораздо талантливее любого сценария?