Ингмар Бергман - "Картины"
Читаю автобиографическую книгу Бергмана "Картины" о собственном пути и творчестве и нахожу немало интересного для себя. Больше всего меня (вот так сразу) интересовало - что все-таки сам режиссер думает о "Персоне" и как ее трактует. Потому что при недавнем пересмотре я снова осознал, что это для меня самая загадочная и непонятная лента шведского гения.
Но какой-то своей личной трактовки Ингмар не придерживается. Но приводит любопытные факты: о "Персоне" он задумался во время лечения в больнице, делал во время сьемок очень много дублей, считает "Персону" и "Шепоты и крики" своим "пределом". Бергман по максимуму творил тут, не задумываясь о реакции зрителя, что периодически ему мешало ранее (и особенно в работе в театре).
А вот что Бергман говорит по поводу знаменитой сцены, где мы видим "одно лицо": "Первоначально мы со Свеном Нюквистом собирались дать обычный свет на Лив Ульман и Биби Андерссон. Но получилось плохо. Тогда мы решили одну половину каждого лица затемнить полностью - даже без выравнивающего света. Затем было уже вполне естественно в заключительной части монолога скомбинировать освещенные половинки лиц так, чтобы они слились в одно лицо." (c)
В итоге Ульман и Андерссон при первом взгляде не признали самих себя в этом кадре. Чудеса кинематографа.