Freaks (1932)

Почему-то об этом фильме устоялось такое мнение в кинокритике: мол, маленькие человечки доказывают, что они не хуже обычных людей, а моральное уродство намного гадостнее физического. Тод Броунинг жонглирует критериями «нормальности» и как бы проводит параллели между моральными поступками и физическими недостатками. Но по мне в этом фильме практически все моральные уроды: Клеопатра с Геркулесом и фрики. И фрики ничуть не лучше коварной Клеопатры, которая задумала отравить карлика ради денег.

Глупо изображать уродцев какими-то необычными существами с ранимой душевной материей и близостью к духовному благу. Нет, в ленте уродцы оказываются настоящими уродами без всяких прикрас. То, что они сотворили с Клео — это совершенно мерзкий и уродский поступок. Можно сказать, в ленте заложен явный ресентимент: эти фрики изначально завидуют и ненавидят обычных людей. Фрики чувствуют свою неполноценность и поэтому их ненависть только растет по ходу фильма. Об этом прекрасно говорит сцена на свадьбе (тогда фрики еще не знали о коварном замысле Клео), когда уродцы пытались красивую женщину приобщить к своей стае и унизить ее до своего карликовского уровня. Так вот, уродцы — настоящее исчадие ада. Они у меня не вызывают ни капли сочувствия, ни понимания. Видя мстительный огонь в их глазах, они кажутся еще более мерзкими тварями, чем они есть на самом деле. В ленте вообще нет положительных персонажей (ну разве что кроме влюбленной парочки нормальных людей). Разделенные по физическим критериям (немощные и нормальные) люди в итоге абсолютно все оказываются моральными уродами.

Теги: