Ying Xiong

"Крадущийся тигр, затаившийся дракон" поднял уровень фантазийных фильмов на небесную высоту. То был уникальный сплав философии, поэтики, фехтования, любви, красоты и музыки. Выдающийся фильм, который завоевал мировое признание. Чжан Имоу снял своего "Героя" по образу и подобию ленты Энга Ли, в первую очередь делая акцент на визуальной стилистике картины.

"Герой" визуально безупречен. (пожалуй, даже приторно безупречен). Но у фильма есть явные минусы. Сцены драк зачастую напоминают находки "Матрицы", поэтому фильм выглядит как какой-нибудь азиатский ответ Вачовски (особенно в моментах с игрой в slow motion). В "Крадущемся тигре" каждая сцена фехтования несет свою смысловую нагрузку, а в "Герое" бои придуманы ради боев. Точнее бои созданы ради зрителя.

В "Крадущемся тигре", несмотря на явную антигравитационную сущность поединков, сцены фехтования смотрятся очень органично и красиво. Местами они напоминают своеобразные танцы ангелов. Но у ленты Чжана Имоу также есть свои несомненные плюсы. Во-первых, среди достоинств "Героя" можно выделить, совершенно уникальную сцену с лучниками. Во-вторых, находки с визуально-цветовой гаммой просто поражают воображение.

Однако у "Крадущегося тигра" есть мощный смысловой пласт, а в "Герое" диалоги заменены вариантами других боев. В итоге "Герой" выглядит как очень, очень красивая экранизация компьютерной игры. При этом фильм упрощен донельзя в смысловом и философском плане. В ленте нет каких-то интересных поворотов, возможно, неординарных поступков героев или остросюжетных коллизий. Даже концовка выглядит вполне предсказуемой в этом пустом нарративе.

Тем не менее, "Героя" по статусу многие зрители и критики ставят даже выше "Крадущегося тигра". Несомненно, главной причиной этого как раз и является излишняя простота фильма. Смысл фильма поняли во всем мире, потому и оценить смогли. В любом случае "Герой" - это один из самых эстетских и красивых фильмов в истории кинематографа. А красота здесь просто космическая. Визуальный перфекционизм.