Vivre Pour Vivre
Всепобеждающая любовь — вот, пожалуй, главная идея этого фильма. Клод Лелуш после грандиозного успеха «Мужчины и женщины» снял другой свой легендарный фильм «Жить, чтобы жить» (Vivre Pour Vivre). Он, естественно, о любви. Очень интересная задумка сюжета: перемешать любовный и военный конфликты. Международный журналист Коломб летает в Африку, Вьетнам, делая репортажи на военную тематику. Кровь, убийства, смерть — неотъемлемые атрибуты его профессии. Но мысли его совсем в иной области. Он поглощен страстью. Он мечется между женой и любовницей… любовницей и другой любовницей… Он не знает, кого выбрать. Он по-своему любит и свою жену (брак длиной в 24 года так просто не зачеркнуть), и свою молодую пассию. Любовь разная, но при этом журналист принадлежит ей всецело.
На фоне всего этого нам показывают военные вставки из репортажей героя Ива Монтана. Лелуш этим показывает, что временные военные конфликты меркнут по сравнению с силой любви. Любовь — вот истинная динамика жизни. И при этом любые «мелочи жизни» — ничто по сравнению с тем, что происходит ежеминутно в разных уголках мира. Смерть, разрушения, голод — вот что самое страшное. Разве сравнятся с ними любовные терзания? Когда вы не можете выбрать спутника жизни — разве проблема в женщинах? Проблема в вас. И только разрыв с женой помогает Коломбо по-другому взглянуть на свою жену, понять истинные ценности жизни. Иногда нужно потерять человека, чтобы понять, насколько он был вам дорог.
Музыка в фильмах Лелуша играет особую роль. Она не только создает особое настроение, но и служит важнейшим изобразительным средством. Присмотритесь внимательно: в фильме много моментов, когда мы видим терзания Ива Монтана, его мучения выбора на фоне этой легендарной мелодии. Великолепные Ив Монтан и Ани Жирардо, гениальная музыка Фрэнсиса Лэя, изумительная режиссура Лелуша — вот что делает «Жить, чтобы жить» одним из лучших фильмов о любви в истории кино. Классика французского кинематографа, которую по достоинству оценили и в США. "Золотой глобус" и номинация на "Оскар" недвусмысленно об этом говорят.
(3/01/2009)