Uzak

Всегда приятно открывать для себя новые имена, особенно имена талантливых людей. Режиссер Нури Бильге Джейлан, пожалуй, один из самых ярких авторов нулевых, большой поклонник и последователь эстетики Тарковского. Любопытно, что философия и тематика кино Андрея Арсеньевича нашла свое новое толкование именно в жаркой Турции. Возможно, что-то есть общее в нашей культуре с турецкой, если Джейлан так прекрасно чувствует мир Тарковского.

"Отчуждение" (Uzak) - драма о человеческой закрытости, странности людских характеров и взаимоотношений. Джейлан прекрасно раскрывает характеры двух братьев, сочетая интересный нарратив с очень красивыми пейзажами зимнего Стамбула. При этом режиссер не пытается искусственно манипулировать зрителем либо превращать кино в интеллектуальный ребус. Все снято тонко, эффектно, с прекрасным чувством стиля и вкуса.

В ленте есть очень интересные находки, где ракурс камеры прекрасно характеризует отношения братьев. Очень любопытная сцена, где Юсуф курит на балконе, а Махмут стоит в комнате, позади него. Перегородка между комнатой и балконом делит кадр ровно пополам, таким образом, братья оказываются словно бы в разных плоскостях, "мирах". Махмут закрывает дверь на балкон: между братьями нет связи, нет диалога.

Прекрасная лента, красиво снятая, исследующая сущность человеческого одиночества на глубинном уровне. Джейлан с помощью своих героев грустит, рефлексирует, при этом воспевает эстетику природы и очарование мира (Махмут профессиональный фотограф, который ценит и понимает красоту кадра). Зима. Скамейка. Сигарета.