Un homme qui dort

Во-первых, кино очень претенциозное. Это редко когда идет на пользу фильму, особенно если кино не является безупречным. Многие великие режиссеры (включая самого Ингмара Бергмана) умели доносить до зрителя сложные вещи, при этом делая ленты интересными и четкими в нарративном плане. Рассказать простым киноязыком о сложных психологических или экзистенциальных вещах гораздо важнее и труднее, нежели искусственно распылять простые аксиомы. Во втором случае пшик получается гораздо чаще.

Во-вторых, несмотря на то, что лента выдержана стилистически в одном ключе, ее проблематика становится ясной уже через десять минут после начала, а откровений в философском плане от кино ждать глупо. Из фильма мог бы получиться хороший short на 30-40 минут, однако режиссер решил расширить по сути сценарную короткометражку до feature. В итоге лента начинает повторяться и мусолить одно и то же. Ближе к финалу мысли крутятся не вокруг идейной составляющей кинотворения, а вокруг хронометража (закончится ли когда-нибудь этот невыносимый фильм).

В-третьих, несмотря на отсылки к Брессону, Рене, Годару в ленте, режиссер (в отличие от них) не выглядит слишком умелым. Я уже не говорю о таланте. Попытка взять формой не удается. Лента затрагивает проблематику бытия-человека-в-мире (dasein по-хайдеггеровски), однако что-либо интересное и оригинальное сформулировать не в состоянии. Отрешенность от мира ни к чему не ведет. Попытка уйти в себя и закрыться "в своем мирке" также бессмысленна. А твое существование для мира ничего не значит. Все пустое.

В-четвертых, лента выглядит слишком искусственной. Пожалуй, в искусстве важен момент единения: воспринимающий произведение искусства человек сам должен задавать себе вопросы по поводу увиденного или услышанного, делиться своими мыслями и эмоциями. Искусство соприкасается с нашими органами чувств: когда мы слышим музыку или смотрим на картину, это прекрасное эстетическое созерцание. Однако когда автор фильма начинает "давить" на зрителя в определенном спектре действия, это выглядит попыткой манипуляции. Я, между прочим, люблю манипулирование в кино. Я люблю, когда режиссер своим талантом умеет взывать во мне какие-то сильные эмоции. Однако "Человек, который спит" (Un homme qui dort) слишком холодная и искусственная лента, которая, тем не менее, давит на зрителя своей псевдо-значимостью. Она пытается казаться тем, чем на самом деле не является. Enter the Void.