The Social Network

Уже сейчас можно совершенно точно сказать, что Дэвид Финчер снял не фильм, а бомбу. Образцовое попадание в яблочко: от выбранной манеры съемки до тематики и контекста ленты в современном обществе. И за все это (а кино и само по себе отличное) он заслуживает получить "Оскар". Финчер начинал клипмейкером, потому практически во всех его работах клипмейкерская манера съемки очень даже чувствуется: и в "Бойцовском клубе", и в "Истории загадочного Бенджамина Баттона". Оставим Тайлера Дардена в покое, а вот с предпоследним фильмом Финчера "Социальную сеть" вполне можно сравнить.

Несмотря на приличные сборы и номинации, "Бенджамин Баттон" не получил главных наград, а критики его приняли довольно холодно. "Баттон" смотрится совершенно мертвым и унылым зрелищем, странным (чуть ли не) римейком "Форреста Гампа" (сценарист тот же), при этом абсолютно искусственным. Попытки слезовыжимания у зрителя над побитым жизнью фриком - остались актуальны в прошлом.

Но уже через два года Финчер учел все прежние ошибки. И если "Бенджамин Баттон" кино "прошлого", то "Социальная сеть" будет актуальна всегда, это кино "будущего" во многих смыслах. Байопик о миллиардере, магнате масс-медиа будет жив и актуален, пока существует этот бизнес и деньги, дружба и предательство, и, самое главное, центральная идея - она же "американская мечта". Неслучайно критики сравнивают "Социальную сеть" с "Гражданином Кейном" - спустя более чем 60 лет Америка нашла своего нового героя и кумира.

И именно поэтому фильм Финчера more than picture для США, ведь и "Гражданин Кейн" вот уже полвека для киносреды - "больше, чем кино" не столько в плане гениальности творения (среди десятков "самых-самых шедевров" "Кейн" по большому счету не выделяется), сколько в ракурсе актуальности тематики и попадания в нужную струю в свое время. Многие выдающиеся ленты попросту забыты, но только не "Гражданин Кейн". Он стал культовым для западного зрителя. У "Социальной сети" есть шанс в 21 веке получить свой VIP-статус.

Выбранная "инфо-клип" съемка полностью работает на задумку и концепт картины. Два часа хронометража пролетает незаметно, и это серьезная заслуга Финчера. Периодически возникает ощущение, что смотришь историю "онлайн", что она происходит на твоих глазах: вот Марк Цукерберг, вот он, студент Гарварда, "свой парень" и будущий миллиардер. Никакого анахронизма и "тяжеловесности" - лента поймала свою волну. Финчер нашел своего зрителя: месседж подан легко и остроумно, а байопик (довольно специфичный в принципе жанр) свеж и эстетичен.

Особого упоминания заслуживает каст: Джесси Айзенберг совершенно органичен в своей роли гения-интроверта, будущего магната, которого не интересуют деньги. В основе любого серьезного бизнеса лежит основная идея - и Марк Цукерберг ее ухватил. Мысль первична или первично ли то, кто ее ухватил - вечный спор об авторском праве. Пожалуй, задумка создания Facebook витала в воздухе, и Марку ее удалось лишь почувствовать своим программистским нутром. А Финчер смог ухватить волну "поколения сетевых". Драгс, секс и рок-н-ролл остались в 70-х; драгс, секс и рейв остались в 90-х; в нулевых остались энергетики, вирт и социальные сети.