Source Code

Если начать анализировать "Исходный код", можно увидеть в нем массу недостатков. Сама идея дежа-вю (которая является основной в ленте) выглядит довольно вторичной по отношению к таким лентам, как "Зеркало для героя" и "День сурка". Солдата Колтера Стивенса (Джейк Джилленхол) постоянно забрасывают в один и тот же поезд с одними и теми же пассажирами, ставя ему задачу обезвредить неизвестного террориста. Солдат вынужден раз за разом испытывать непередаваемые ощущения после неприятных действий с его организмом, словно бы оказываясь в некотором вакууме жизни (для него в момент погружения в поезде все выглядит реально, хотя это всего лишь иллюзия). Так как он не знает террориста в лицо, ему приходится выполнять одинаковое задание десятки раз, имея перед собой лишь крохотную надежду в поимке преступника.

Дункан Джонс рисует для солдата настоящее чистилище, которое выглядит ужаснее любой смерти. Колтер, узнав о том, что в реальном мире он фактически мертв (погибнув в бою), остается наедине со своим сознанием: режиссер словно оставляет ему возможность мыслить, забирая все остальное (включая возможность дальше жить в кругу своих близких). Фил Коннорс в "Дне сурка" чувствовал, как ужасно жить в безразличной вечности: тебя забывают на следующий день, ты никому не нужен. Колтер живет не только в безразличной вечности: его еще в ней эксплуатируют по полной программе. Фактически он превращается в инструментального раба спецслужб, потому что вынужден бесплатно делать эту грязную работу и не может никуда исчезнуть. Он не может выключить свое сознание. Он не может умереть.

Идея deja-vu в этой плоскости выглядит довольно любопытно, однако смущают в ленте несколько моментов. Дункан Джонс оставил нереализованной в фильме возможность детектива внутри фантастической оболочки. К примеру, фильм расцвел бы новыми красками, если бы террорист оставался непойманным. Такой поворот, кстати, повышает глобальную концептуальность ленты: Колтер намеренно или нет, но не находит убийцу. Это повышает и градус интереса (портрет террориста остается неизвестным, а финал открытым), и раздвигает рамки жанра (получается своеобразный коктейль из детектива, сай-фая и драмы). К тому же поиск преступника можно превратить в некую онлайн-игру (откровенная искусственность ленты это позволяет) в этом проекте: потенциальный зритель может пересматривать Source Code, каждый раз надеясь найти убийцу в поезде самостоятельно. Таким образом зритель словно бы перемещается на место героя

Если продолжить критику картины, стоит отметить откровенно смазанный финал. Достаточно эффектная игра в параллельность миров в итоге трансформирует в простейший месседж о том, как важно обрести себя, вернуть время назад, спасти пассажиров и снова стать человеком. Безусловно, это все очень важно, но вот для фильма этот посыл кажется лишним. Титры стоило пустить после поцелуя как символа обретения покоя и душевного равновесия перед глубоким сном. А у режиссера концовка получается откровенно бредовой, что серьезно портит впечатление от картины. Дункан Джонс, пожалуй, слишком акцентирует свое внимание на трагических судьбах американских военных в горячих точках и их ублюдочном командовании. В этом контексте фильм выглядит как явная "социалка" с намерением показать страшный механизм военной машины. Стоит ли солдату жить после того, как он умер? Как считает режиссер, ему необходимо оставить выбор. Он может умереть.

(20/07/2011)