Scream 4

Первый "Крик" Уэса Крэйвена подвел своеобразную черту под эпохой слэшеров 70-80-х годов, одновременно заложив новую стилистику в жанре. Scream  (1996) предложил зрителям интригующий нарратив с поиском таинственного убийцы в маске, при этом одновременно иронизируя и практически пародируя классические ленты. Фильм вполне можно было назвать ребенком постмодерна. Этот тот случай, когда массовая культура цитирует саму себя, отодвигая все рамки приличий на заднюю полку. Каноны в кинематографе также уходят прочь, оставляя вместо себя безумное смешение жанров и коктейли из черного юмора.

По большому счету то был разовый успех поп-индустрии в стремлении хоть как-то заполнить вакуум, образовавшийся в кинохоррорах. Когда, казалось бы, уже все давным давно снято и все ходы расписаны, только и остается смеяться над штампами, преподнося собственные штампы как преимущества. Этим "Крик" блестяще и воспользовался в 1996 году. Между тем, время расставляет все по своим местам: не прошло и 15 лет, как "Крик" сам стал неоклассикой жанра. Это забавный момент, потому что он задумывался как стеб над слэшерами, а сам в итоге стал ярчайшей иконой жанра у нового поколения.

Сиквелы не заставили себя долго ждать, однако им предложить было нечего. Все сказано и обмусолено уже в оригинале, поэтому кроме вторичных самоповторов там ничего нет. В итоге зрители дождались четвертой серии франшизы, которая, как это часто бывает, превратилась в веселый, многобюджетный треш. Смотреть "Крик 4" (Scream 4) довольно забавно, так как фильм мало того что цитирует каноны, так еще успевает пародировать всю франшизу. Это такие своеобразные игрища в пост-пост-модерн, которые, однако, могли быть потенциально очень интересны при хорошем сценарии. Но его нет, а предложить создателям кроме бредового и кровавого финала просто нечего.

Как часто бывает с различными поп-франшизами, они деградируют совершенно в геометрической прогрессии от сиквела к сиквелу. Повторять находки оригинала глупо, а создать нечто новое не удается: в итоге проект впадает в кинематографический маразм, опускаясь до уровня "очень страшного кино". И если первый "Крик" родился талантливым пареньком, то "Крик 4" стоит назвать словами Остапа Бендера "жертвой аборта".