Schindler's List

В историографии так и не сложилось полновесного портрета Оскара Шиндлера: бабник, мультимиллионер, шпион Третьего рейха, спаситель, алчный бизнесмен. Кто же он все-таки в первую очередь? К примеру, профессор Дэвид Кроув самого Шиндлера трактует как неоднозначного персонажа, который скорее сам раздул миф о своей легендарности. Несмотря на признание «евреев Шиндлера» к своему благодетелю, в 2001 году Шиндлер был исключен из списка выдающихся деятелей Пардубицкого края, так как появились версии, что Шиндлер брал деньги с евреев за «вписывание». Автор книги «Правда об Оскаре Шиндлере» Йитка Грунтова полагает, что еще в тридцатых годах Шиндлер шпионил в пользу Третьего рейха, будучи гражданином Чехословакии, что характеризует его с негативной стороны. Историк Эттингер, тем не менее, считает, что действительно Шиндлер спас немало евреев от геноцида. Достоверно известно, что найденный в 1999 году список из 1200 евреев является подлинным (список состоит из 10 страниц, написанных рукой самого Оскара). Впоследствии список прошел экспертизу в израильском национальном институте памяти Катастрофы и героизма в Яд-Вашеме. В итоге именно этот список и использовал Спилберг в фильме.

В кинематографическом плане к Спилбергу нет, пожалуй, практически никаких претензий. Стильная черно-белая картинка, талантливо снятые сцены, четко выстроенный концепт. Безусловно, актеры высочайшего класса: в кастинге нет ни одного явного провала. А главное — почерпнутая у Климова гипер-реалистичность (временами фильм производит впечатление практически документальной хроники), которая, правда, не везде проявилась. «Иди и смотри» — это абсолютный реализм на экране, «Список Шиндлера» — «почти реализм», который все же иногда сменяют явно «киношные» эпизоды (диалог Шиндлера и Гота, составление самого списка и некоторые другие). Однако кинематографическая дотошность Спилберга в попытке достоверно восстановить на экране те события впечатляет (к примеру, около Освенцима был построены специально декорации, полностью имитировавшие концлагерь).

В фильме немало мощных эпизодов: спасение бухгалтера с угрозой немецким солдатам, стрельба Готом со своего балкона по евреям, расстрел пациентов польской больницы. Сцены с уничтожением гетто и кадры из концлагеря вызывают настоящую дрожь. Особенно любопытен момент с «девочкой в красном» на фоне черно-белой пленки: этот эпизод неслучаен — на самом деле в образе девочки подразумевалась польская актриса Рома Лидовска, которая в реальности была спасена, а впоследствии написала книгу «Девочка в красном пальто». Хотя образ можно трактовать и более широко — как символ любого спасенного ребенка тех страшных времен.

В плане сюжетной канвы: неоднозначен разве что финал ленты. Речь не о плачущем немецком промышленнике, а о сцене, где Шиндлер произносит речь cвоим работникам. Во-первых, сцена вышла излишне пафосной и морализаторской (призыв охранникам «застрелить евреев»), во-вторых, совершенно явная аналогия прослеживается между Шиндлером (будто бы новым Моисеем) и Гитлером (как «сверхчеловеком» для нацистской идеологии в преломлении ницшеанства). Вообще этот момент напоминает речи лидеров НСДАП в ленте «Триумф воли» Лени Рифеншталь. Речь Шиндлера в конце: Оскар как бы ре-абилитирует евреев, возвращает им их «человеческий», до-военный статус. И тут речь можно трактовать как окончательный символ «триумфа воли», но только для евреев.

Касательно сцены прощания и как бы «раскаяния» Шиндлера (где он считает жизни), то сцена не вызывает отторжения сама по себе — хотя она явно выбивается из мощной, реалистичной стилистики ленты, что явно не идет в плюс. Тем не менее, если представить этот момент кульминацией сверх-гуманистического посыла ленты, то сама сцена получит совершенное новое толкование. Как своеобразный катарсис, она, возможно, просто необходима для ленты. Как два человека не могут порой сойтись во мнении по одному вопросу, так и тут один из них увидит глубочайшие эмоции, а другой откровенную фальшь.

Не стоит забывать, что, несмотря на серьезную проблематику, «Список Шиндлера» все-таки художественное кино (а вот к документальным лентам стоит подходить куда как с более жесткими критериями в оценке). В этом плане одинаково прекрасны как «Пианист» Романа Поланского, так и «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, которые хотя и находятся на разных полюсах в плане выбранного «ракурса» показа — однако обе ленты по-своему отражают сущность холокоста. Мастерпис Романа Поланского анализирует нацизм в чистом, практически обнаженном виде, а Бениньи высмеивает (подобно Чаплину в «Великом диктаторе») фашизм, гениально показывая трагическое через комическое.

Занимательным и интересным вышел сам образ Амона Гота: достаточно ленивый садист, чувствующий себя практически богом на вверенной ему территории, не вызывает ни капли сочувствия, поэтому его казнь через повешение абсолютно оправданна и логична. Тем не менее, режиссер пытается проникнуть в какие-то внутренние миры Амона и попытаться нащупать там нотки милосердия хотя бы к кому-нибудь. Поэтому введенный в фильм персонаж Хелены нужен Спилбергу именно для того, чтобы смягчить восприятие зрителем Гота и постараться изобразить ту действительность без перегибов. В реальности Амон Гот в 1944 году был арестован Гестапо за расхищение еврейской собственности (Спилберг прекрасно показал алчность Гота), однако следствие по нему так и не состоялось из-за приближающегося поражения гитлеровских войск. Позднее он действительно был приговорен к казни Военным трибуналом Польши и повешен 13 сентября 1946 года.

Спилберг намеренно берет две противоположности (образы Гота и Шиндлера), представляя их как «сверх-людей». Они оба в конкретный период времени владеют огромными деньгами и практически абсолютной властью. Что самое интересное, режиссер пытается избежать дешевых спекуляций по отношению к самой идеологии национал-социалисткой Германии. То, что вытворяет Амон Гот — сугубо его личные мотивации, жажда убийств и желание почувствовать себя абсолютом для жителей гетто. Его мало волнуют идеологические мотивы, зато он вдоволь пользуется плодами своей власти. В этом, пожалуй, главное отличие Климова от Спилберга — Стивен трактует нацистов как совершенно морально разложившихся, жадных, жестоких бюрократов, которым важны лишь их личные интересы (а вовсе не верность партии и Фюреру), но у Спилберга все же — они люди. У Климова — они не-люди.

Став самой дорогой в истории черно-белой лентой, «Список Шиндлера» был признан кинопрорывом на Западе, получил множество премий, места в серьезных топ-листах лучших фильмов (включая Fipresci), но, главное, он напомнил людям о тех страшных событиях времен Второй мировой войны. Спилберг, используя холодно-отстраненный стиль съемки, по-новому показал американцам войну и заставил Запад вздрогнуть от показанной в ленте жестокости. Вдохновленный советскими военными драмами, режиссер сумел в ленте органично представить свою трактовку событий холокоста (а он имел на это полное право, будучи сам представителем еврейского народа), сочетая в ленте высочайший кинематографический профессионализм и детальную достоверность эпохи. И, что самое интересное, другие значимые ленты, посвященные выбранной тематике, были сняты гораздо позже («Пианист», «Черная книга»), а «Список Шиндлера» так и остается спустя почти два десятилетия особенным фильмом как в карьере Спилберга, так и для всего кинематографического мира.