Paranormal Activity

В 1999 году малобюджетный хоррор "Ведьма из Блэр" установил абсолютный рекорд в мировом кино, став самым успешным проектом в истории. До нее не было такой сверхдоходной ленты по соотношению бюджета и прокатных сборов. Ее фишка была не только в том, что хоррор был снят как мокьюментари. "Ведьме" удалось создать настоящий миф о собственном происхождении: у ленты была четкая и продуманная пиар-кампания, которая спекулировала на массовом страхе перед чем-то неизвестным, выдавая весь фильм за настоящую пленку пропавших подростков. Этот гениальный шаг и позволил фильму стать настоящей бомбой в индустрии, при этом открыв зеленый свет новым подобным проектам. Влияние "Ведьмы из Блэр" на индустрию ощущается до сих пор, а известный критик Роджер Эберт и вовсе так б ыл впечатлен сборами старой колдуньи, что включил "Ведьму" в десятку самых влиятельных фильмов в истории кино.

К тому же сам жанр мокьюментари в последнее десятилетие стал довольно популярным в индустрии. Главное его достоинство состоит в том, что снять полнометражный фильм, стилизовав его под любительское кино, намного дешевле, нежели тратить огромные средства на профессиональных актеров, дизайн, студийные интерьеры, спецэффекты и прочие вещи. Зато пригласить в фильм любительских актеров или даже своих друзей намного проще: достаточно написать внятный сценарий самого проекта и создать четкий и продуманный концепт. В этом есть что-то, кстати, от "новой волны": достаточно камеры и двух человек для создания цельного фильма.

"Паранормальное явление", снятое за неделю и замаскированное под документальное любительское видео, в нулевых стало одним из самых успешных явлений в киноиндустрии. Породило оно затем и массу сиквелов, которые эксплуатируют все ту же идею, зато продолжают собирать и собирать кассу. На самом деле это интересный феномен в современном шоу-бизнесе: люди жадно и с огромным интересом хотят наблюдать за чужими жизнями. Немудрено, что бесконечные "шоу за стеклом" под разными соусами так популярны на ТВ. Массовый и неприкрытый вуайеризм, пожалуй, является тенденцией последнего времени: все открыто, все онлайн, кругом соцсети и фейсбук. При этом зрителям все меньше интересны актеры в качестве актеров: сама игра не внушает доверия, зрителю требуется достоверность и псевдо-реалистичность. Зритель хочет сам убедить себя в том, что видит нечто настоящее. В мире иллюзий и грез человеку требуется доказательство того, что он тратит свое время на просмотр незря. Нужен "реальный вымысел". Значит, живые люди в кадре и настоящий страх.

Подходя к анализу самого "Паранормального явления" как кинопроекта, я вижу в нем несколько явных минусов. Первым недостатком можно назвать игру актеров в этой ленте. Они именно там играют (особенно девушка), а не должны играть вообще, потому что они всего лишь герои их собственной любительской записи. Однако временами они переигрывают как раз в попытке сыграть страх, любовь, разные бытовые ситуации и прочее. В итоге проекту порой недостает жизненной и банальной реалистичности. Другим недостатком я нахожу поведение главного героя в минуты стресса. Сам концепт я принимаю, установку камеры в спальне нахожу логичной, съемку собственной подруги вижу вполне достоверной, а вот беганье по дому в минуты появления "демона" выглядит совершенно чужеродным и алогичным. Потому что ни один адекватный человек не будет по квартире бегать с камерой, если он боится или хотя бы хочет защитить свою подругу. В этом плане "Паранормальное явление" не до конца продумано.

Наконец, ужасный финал (причем любой из всех версий). Сами титры в концовке слишком явно цитируют находки "Ведьмы из Блэр", да и самый последний момент перед the end явно лишний. Пожалуй, фильм стоило закончить криками и открытым финалом. Это добавило бы ленте мистичности и ярких красок. И звуковых шумов. Однако, фильм получился неплохим, в нем есть любопытные моменты, а смотреть его было интересно. Хотя сомнения в успешности "Явления" возникали, тем не менее, оно все-таки паранормально.

(1/07/2011)