Палач

— А ты не подумала, что я тебя могу кинуть, милая?
— Как?
— Ну как, возьму деньги, а дело не сделаю.
— Ну тогда мне придется найти другого исполнителя. Уже лично для вас…


«Палач» один из тех фильмов позднего советского периода, о которых мало кто слышал и тем более видел. А между тем кино очень сильное и действительно стоящее. Если внимательно читать синопсис фильма, то у неискушенного зрителя в голове рисуется определенное представление о фильме: этакий невзрачный малобюджетный боевичок перестроечного периода, которых было снято немало. И будет категорически неправ. «Палач» совершенно уникальная и по-своему мощная драма.

Тематика фильма весьма актуальна и, к сожалению, будет актуальна всегда. Женщина в нашем обществе очень часто становится жертвой насилия, особенно сексуального. Позднее на похожую тему будет снят вполне себе невзрачный и пафосный «Ворошиловский стрелок», в вину которому я ставлю явное навязывание зрителю этакой «мстительной морали».

В фильме Виктора Сергеева нет ни лживой морали, ни манипулирования зрителем, ни откровенного пафоса. Это довольно жесткая, по-настоящему мрачная и даже страшная драма. Посмотрев фильм в первый раз, я был по-настоящему шокирован увиденным. Более того, скажу, этот фильм один из самых страшных фильмов, которые я когда-либо смотрел. Тут нет этой детской голливудской мишуры второразрядных хорроров. Здесь все по-настоящему.

Великолепно в фильме прописан образ героини. Сцены слежки и «наказания» насильников показаны очень реалистично и правдиво. Особо хочется отметить игру Ирины Метлицкой. Это одна из ярчайших русских актрис того времени, уровня которой ныне мало кто достиг. Однако смерть ее настигла очень рано. Тем ценнее то, что она сделала в кино. Также в картине задействован (в общем-то, уже культовый) актер Станислав Садальский и только-только еще подающий надежды (на тот момент) Андрей Соколов. Образ его героя в фильме — пожалуй, самое светлое, что есть в фильме. Также в картине снялись Лариса Гузеева и Аристарх Ливанов. В целом, очень сильный актерский состав, настоящее украшение фильма.

Героиня фильма, ставшая на путь мести, вскоре сама поняла ошибочность своего выбора. Насилие ведет к еще большему насилию. Это машина смерти, которую нельзя остановить. В конце фильма испытываешь не только жалость и сострадание к героине, но даже к тем, кто надругался над ней. Потому что неизвестно что более ужасно — то, что сделали они или что сделала она?

(11/10/2008)