Счастье мое

Первый игровой фильм великолепного документалиста Сергея Лозницы определенно получился удачным. В Каннах он не получил награды (хотя само попадание в основную программу столь престижного фестиваля для дебютанта является триумфом), а вот на Кинотавре взял приз за режиссуру.

Очень любопытна стилистика картины: "история в истории", параллели с нашим прошлым и смутные надежды на будущее. Глубинка России, где четко показано, что за полвека (а то и более) мало что изменилось в массовом сознании. Форма роад-муви, которая всегда хороша для попытки посмотреть в зеркало России. Однако Лозница, хотя и выбирает своеобразный реалистичный стиль месседжа (хулители назовут его "чернушным"), однако ни на минуту не делает на нем упор. "Счастье мое" - это своеобразная притча о тьме и безысходности, но она основана на серьезном сценарном материале (о котором забывает большинство современных российских кинематографистов). Некоторые эпизоды буквально врезаются в память, а сама лента наполнена неоднозначными и живыми персонажами.

Будучи документалистом, Лозница привык подходить к снимаемому материалу предельно серьезно (не зря его "Блокада" упоминается зарубежными критиками как один из лучших документальных фильмов декады нулевых). Затрагивается здесь и тематика войны ("эхо войны"), однако режиссер не дает ответа на представленные вопросы, а предлагает зрителю сделать выбор самому. Для Лозницы очевидно, что нормально существовать в этой кромешной тьме могут только мерзавцы или блаженные. Главный герой-дальнобойщик не смог разглядеть перст своей судьбы в диалоге с проходимцами ("куда дорога то? - да никуда"). Лозница изображает мифологическое место-состояние, откуда не выбраться. Туда можно попасть, заблудиться в этой жизни, дойти до точки падения, а вот дальше ни-че-го. В христианской догматике даже грешники нужны - для адового огня. А в этом пространстве, в этих пустошах - человек не нужен никому.

И опять же посыл фильма можно интерпретировать по-разному. Те критики, которые обвиняли, к примеру, "Груз 200" в очернении эпохи, вряд ли полюбят этот фильм. Странно, что в России даже восприятие кино особенное: когда на Западе снимают критический, жесткий взгляд на изнанку страны, там это воспринимается нормально. У нас же все воспринимается в штыки: либо следуют обвинения в "отрыве от реальности" и пустом арт-хаусе, либо в чернушности и искажении объективной (она существует?) действительности.

Точки соприкосновения находятся редко и зачастую в нейтральных картинах вроде "Возвращения" Андрея Звягинцева (который назвал, кстати, ленту Лозницы в числе лучших "наших" лент за последние годы), которое признали и за рубежом, и у нас. Можно было бы назвать "Счастье мое" реквиемом и приговором поколения нулевых (как, к примеру, Кира Муратова вынесла приговор уходящей советской эпохе в "Астеническом синдроме"), только вот не хочется этого говорить. Ибо лента без-временна по своей сути. Эта история может произойти где угодно и когда угодно.