mother!

Фильм Аронофски критики и зрители приняли довольно противоречиво. Виной тому совершенно умопомрачительная финальная часть ленты с всеобщим безумием и вакханалией. При этом на поверхности нарратив "мамы!" выглядит довольно простым и не особо оригинальным. Да, сам режиссер склонен трактовать картину в духе "гринписа" с образом Матери-Земли в лице Лоуренс. Однако от ветхозаветных аллюзий тут не обойтись: вот вам ребро Адама, вот Каин и Авиль, вот всемирный Потоп из трубопровода и запретный Эдем. А еще порочная Ева и египетские бесчинства. Полный набор школьной Библии в локациях камерного триллера.

Судя по интервью, сам автор "Реквиема по мечте" и "Фонтана" удивлен обилием трактовок "мамы!", которые появились в сети. Хотя Даррен Аронофски и признает право финальной интерпретации именно за зрителем. Тут стоит вспомнить и блестящую пиар-кампанию фильма: режиссер запретил критикам спойлерить сюжетные твисты после Венеции, а в трейлерах картина была представлена максимально минималистично (простите за каламбур). Аронофски явно хотел увидеть, как рядовой зритель будет шокирован в финале. Черт возьми, ему это удалось. "мама!" - это такое кино, которое не отпускает от себя долго после просмотра. И к нему, сорри за клише, хочется возвращаться.

"мама!" (mother!) чрезвычайно талантливо снята именно как кинокартина. Благодаря великолепной операторской работе Мэттью Либатика автору фильма удалось сотворить на экране настоящий психопатический и клаустрофобный сеанс. Такого дискомфорта от "закрытого пространства" я не испытывал, пожалуй, со времен просмотра "Отвращения". И не случайно, что именно к "квартирной трилогии" Поланского можно увидеть кинематографические отсылки здесь. По тематике фильм Аронофски вполне схож с "Ребенком Розмари", а "субъективный взгляд" героини Лоуренс напоминает местами оптику Катрин Денев из вышеупомянутого "Отвращения" (Денев видела повсюду трещины, а Лоуренс видит кровавый ковер).

И пусть Аронофски помешан на экологии и будущем планеты. Это его право. Нас волнует то, что под этим соусом режиссер снял настоящий наркоманский трип (какое лекарство пила главная героиня, так и осталось неясным). Это кинематографический экспериенс. И на самом деле не так важно, в каком русле нужно подходить к герменевтике фильма. Зрителя как участника опыта не должно волновать, каким был изначальный месседж (экологический, семейный или библейский). Кино дарит после себя чистые эмоции, реакцию. Пожалуйста, уничтожьте этот фильм. Только не проходите мимо.