Limitless

Всегда обидно, когда потенциально интересные идеи оказываются загубленными посредственным воплощением, художественным наполнением и плоским развитием этих самых идей. Вот и Limitless ("Области тьмы" в российском прокате) не избежал сей участи. Завязка предельно проста: писатель (если таковым можно считать человека, не написавшего ни единой страницы по контракту с издательством) встречает на улице бывшего приятеля, который бесплатно дает ему непонятную таблетку, повышающую эффективность работы мозга. Дальше этот писака-лузер не может устоять перед соблазном испытать непередаваемые ощущения. Ну и далее по сценарию.

Потенциал у фильма был огромный: идея с необычными таблетками могла развиться в новую "Матрицу" со своей мифологической киновселенной, можно было сочинить едкую сатиру на современный бизнес-мир, можно было создать эффектный и умный экшн-боевик вроде "Начала" , а в итоге кино превратилось в замыленную вариацию "американской мечты". Быть никем, а в итоге получить все и сразу. Сам же герой получился чрезвычайно плоский, стандартный, с единственным желанием достать еще таблеток и срубить еще больше бабла. К тому же снят фильм очень невзрачно: клиповая манера съемки со сверхочевидными эффектами (засверкал глаз, значит, под дозой и тому подобное) оказывается нелучшим выбором, ибо сложно избежать сравнения с мастером такого киностиля, как Дэвид Финчер. Да и похожий по манере (но имеющий оригинальность и драйв) "На игле" (Trainspotting) был снят уже давным давно. Хотя по смысловой нагрузке ленты сильно отличаются: герой "Областей тьмы" как раз выбирает... жизнь.

Также к ленте остаются вопросы, касающиеся нарратива, проще говоря, есть претензии к сюжетному содержанию проекта. Например, трудно поверить, что человек, получивший такие связи и деньги, не может сразу разобраться с парочкой каких-то гопников-отморозков, которые охотятся за его таблетками. В ленте ближе к финалу есть сцена, где они вламываются к нему в "бункер". А уже через несколько минут (или 12 месяцев по сюжету) герой восседает в кресле сенатора. Но это так, небольшие придирки, на которые можно было бы закрыть глаза, а не хочется. К тому же кино в погоне за эффектом всесилия и с идеей абсолютности разума упускает такие (банальные, но ведь чрезвычайно значимые) вещи, как случайность, непредсказуемость и отсутствие возможности влиять на других людей. Даже заставив работать свой мозг на полную катушку, все равно невозможно предсказать все и вся. А уж автоаварии и подавно. В этом аспекте кино претендует на фатализм сущего, да вот ни доказать, ни внятно обосновать его не может. А это в принципе и невозможно.

Кино забавляет поначалу возможностями NZT, которое делает главного персонажа гением абсолютно во всех вещах (начиная от иностранных языков, заканчивая кунг-фу и игрой на бирже). Но ближе к середине просмотра становится очевидно: ничего интересного уже не будет, идея не развивается, а заканчивается и вовсе плоско. В целом фильм оказывается жутко вторичным по отношению ко многим лентам и просто упустившим свое время. Если в начале 90-х годов кино могло бы поразить и удивить, то в 21 веке оно кажется всего лишь сырым и посредственным мейнстримом с одной неплохой идеей в основе. Действительно, limit-less.