La Maman et la Putain

Этот фильм, пожалуй, квинтэссенция тех качеств "новой волны", которые нельзя не любить: черно-белая стилистика, эстетика курения, бесконечные диалоги, уют маленьких кофе, красивые женщины и секс. Это очень сексуальное кино, хотя за 210 минут в ленте присутствует всего лишь две или три сцены, где герои занимаются любовью.

Прежде всего в ленте интересен сам образ Александра, вообщем-то бедного молодого парня даже без квартиры, который, тем не менее, достаточно свободен и не чувствует себя "рядовым человеком". Живет он то ли в статусе гражданского мужа, то ли в статусе альфонса со зрелой женщиной, но это и неважно на самом деле. Главным в фильме являются его взаимотношения со всемя женщинами, которые окружают Александра.

Мари и Вероника на самом деле достаточно внутренне близки (неслучайно они сошлись в конце концов), хотя по статусу совершенно различны. Они одиноки. Мари преуспевающая бизнес-вумэн (как бы сказали сейчас), Вероника бедная медсестра без собственной квартиры. Мари олицетворяет для Александра условную "мамочку", Вероника - условную "шлюху", с которой можно неплохо провести время, а потом посреди ночи вернуться к Мари. Важная фраза, которую произносит Вероника: "ни одна женщина не бывает шлюхой по-настоящему". Это можно трактовать как потребность в конечном счете иметь единственного и близкого человека. Несмотря на свои случайные связи, Вероника влюбляется в Александра по-настоящему, всерьез.

Занимательно то, что Александр, непрерывно болтающий почти весь фильм, в финале молчит. Он, возможно, впервые задумывается о том выборе, который ему предстоит все-таки сделать. "Вы очень эгоистичны, Александр, вы обижаете даже тех людей, которые вас любят". В одном из монологов Александр описывает образ хирурга как современного рыцаря, у которого скальпель словно меч, которым он освобождает женщину от внеплановой беременности. Этим он объясняет уход своей бывшей подруги к хирургу.

В течение просмотра всего фильма "Мамочка и шлюха" (La Maman et la Putain) очень хочется закурить, глядя на перманентное курение в кадре как стиль жизни. Вообще в лентах режиссеров "новой волны" сигареты играют огромную роль - это символ определенной свободы, порока и атмосферы кино. Жан-Пьер Лео, блистательно исполнивший свою роль, наводит на мысль, что современным режиссерам (во многом копирующим стиль "новой волны") очень не хватает вот такого актера. На Лео очень похож Луи Гаррель, который сыграл в знаковых лентах "Мечтатели" и "Постоянные любовники", ностальгирующих по 60-м, раннему Годару и эпохе молодых романтиков.