Kick-Ass

В последние двадцать лет мода в кино на экранизации комиксов достигла такого массового масштаба в Голливуде, что впору было задумываться о появлении нового своеобразного жанра: comics-movie. Эстетам в кино и прочим снобам можно было бы воротить нос и "хоронить" искусство, если бы современная поп-культура не была бы настолько важной частью нашей жизни - книги, кино, ТВ, масс-медиа и так далее.

Для Тима Бертона экранизации Бетмэна были все той же возможностью показать свою фирменную готическую сказку на экране, поэтому в его интерпретации "Бетмэн возвращается", скажем, несильно отличается от стилистики "Сонной лощины". Однако различные франшизы набирали такой мощный ход (и сборы), что в середине нового десятилетия 21 века можно было уверенно утверждать: игнорировать этот под-жанр в кино уже просто неприлично.

И все это происходило вкупе с массовым влиянием постмодерна на изображение "новой реальности": начиная с Тарантино-мании все смешивалось, цитировалось, превращалось из драмы в фарс, и сочеталось вместе просто в улетных черноюморных коктейлях. Не могло это обойти и анимацию: в 2004 году выходит пиксаровский мультфильм The Incredibles, который стал своего рода флагманом новой волны (чистые образчики комикс-муви не могут удовлетворить все более взыскательные вкусы публики, да и нельзя сбрасывать со счетов кинокритику).

"Суперсемейка" сыграла на этом: будучи чисто формально анимационным комикс-муви, она по полной программе обстебала различные штампы этих "сказок для взрослых", сочетая в себе отличный юмор, улетный экшн и хороший сценарий. Именно поэтому спустя несколько лет The Incredibles считаются одним из лучших творений современной анимации, входя в различные топ-листы лучших: включая даже нарочито "арт-хаусные" топы вроде того, что был составлен Film Comment при опросе различных кинокритиков и деятелей кино.

В 2010 году Мэттью Вон, ранее известный в основном как продюсер фильмов Гая Риччи и режиссер неплохого, но сыроватого еще "Слоеного торта", снял "Пипец". В итоге у него получилась убойная смесь юмора и экшна, по сути новый взгляд на комиксы: уже необязательно экранизировать их самих (хотя сам "Пипец" и снят по мотивам комикса). Достаточно показать сам образ комикс-муви как бы со стороны.

В 21 веке, когда практически уже невозможно что-либо новое придумать (в кино, кажется, также), оригинальными проектами оказываются в первую очередь те, которые могут варьировать между различными жанрами, цитировать старые фильмы, представляя их в новом, постмодернистском ключе. То, чем в принципе занимается тот же Квентин Тарантино вот уже 15 лет, занимая свою нишу в искусстве. И то, откуда вышли ленты самого Гая Риччи. Однако Риччи, сняв полтора хороших фильма за карьеру, быстро ушел в самоповтор и уже, кажется, неспособен снять ничего путного.

Мэтью Вон, пожалуй, нашел свою нишу: он смеется над поп-культурой в целом, над современными масс-медиа, над стереотипами людей и играет на жажде публики получить нечто оригинальное. Фильм с рейтингом R и очень жестоким мочиловом на базисе шутки о героях комиксов. По сути это новая "Суперсемейка" (The Incredibles), разве что уже без анимации, это "взрослое кино".

В итоге фильм уже включен изданием The Guardian в топ-10 лент года. Мэттью Вон добился своей цели, его заметили. Хочется верить, что мы не раз еще услышим о "Пипце", особенно когда придет время подводить итоги новой кинодекады (которая уже начинается). И между позициями новых работ современных классиков вроде Цзя Чжанкэ, Цай Мин-Ляна, Оливье Ассайаса, Лукреции Мартель, может затесаться и Kick-Ass.