Invasion of the Body Snatchers

Сейчас кажется чем-то невероятным, что до легитимного признания фантастики в Голливуде (то есть за двенадцать лет до "2001: Космической Одиссеи" Стэнли Кубрика и за двадцать три года до "Чужого" Ридли Скотта) сняли такой потрясающий и умный sci-fi. Сама идея ленты является крайне оригинальной: почувствуйте, что вас заменят вашим двойником. Вы не будете испытывать эмоций, любить, критиковать правительство и даже радоваться победам в бейсбольных матчах любимой (уже экс-любимой) команды. С одной стороны, ваш внешний облик и привычки не тронуты, но внутри вы уже ничего не чувствуете и не можете наслаждаться или огорчаться жизненным поворотам.

Если вдуматься в это, представив себе такое на самом деле, то оно выглядит как очень страшное явление и пугает гораздо сильнее, чем, скажем, стихийные бедствия или локальные теракты. А ведь именно такие странные события начали происходить с жителями маленького городишки. Сегодня вы мило беседуете с вашим соседом, а уже завтра на его месте может оказаться непонятное существо с голосом и видом соседа, но являющееся по своей сущности чем-то иным. В ленте есть совершенно жуткий момент, когда герои понимают, что им нельзя ни в коем случае засыпать (проснуться можно уже другим существом). А окружены они вовсе не злобными монстрами, а просто клонами людей: эти "двойники" даже убивать вас не собираются. Они просто подождут, когда вы заснете. А завтра вы станете одними из них.

Неслучайно после выхода фильма многие критики почувствовали явные аналогии с "коммунистической заразой". В 50-е годы в США как раз началась "охота на ведьм", потому что штаты смертельно боялись вторжения коммунистов и захвата ими власти в стране. Началась "холодная война", которая действовала на умы американцев как настоящий экзистенциальный ужас. Поэтому ленту вполне можно трактовать аллегорически: "похитителями тел" являются как раз проклятые "красные", предлагающие людям одинаковые дома, машины и души.

Спустя полвека, когда остались лишь островки в мире таких соцстран (Китай все-таки стоит особняком), уже не так актуальна именно такая проблематика фильма, но кино по-прежнему заставляет задумываться об индивидуальности каждого члена общества. Мы необычны, уникальны и у нас есть отпечатки пальцев. Касаясь финала фильма, существует точка зрения, что сам режиссер хотел закончить кино сценой, где главный герой (доктор Беннелл) стоит посреди шоссе и кричит в истерике, а вокруг него машины въезжают в этот городок. Однако этот финал не был реализован. Фильм "Вторжение похитителей тел" был дополнен сценой, которая все-таки дает надежду на спасение человечества. Но именно что маленькую надежду, ведь концовка там, безусловно, открытая.