Incendies

Лента "Пожары" (Incendies) канадского режиссера Дени Вильнева была выдвинута на "Оскар" в категории "лучший фильм на иностранном языке", а потому изначально приковывала к себе внимание. К тому же она представляет собой адаптацию довольно успешной пьесы, что позволяет относиться к ней как к проекту с мощной литературной основой в зародыше. Однако не будем забывать, что любой фильм в окончательном (после-монтажном) виде - это даже не визуализация готового киносценария, а уж тем более не просто экранизация любого художественного источника. Это совершенно отдельное, самостоятельное произведение. Поэтому хвалить либо критиковать сюжетные ходы картины можно только, посмотрев сам фильм (без ссылок на предварительный сценарий) в окончательном его виде.

Прежде всего в ленте поражает то, какие несуразности в ней сочетаются с сильными эпизодами, а откровенные штампы с бьющими насквозь эмоциями. Структурно фильм представляет собой "роад-муви", причем события прошлого (где присутствует сама Наваль Марван) и настоящего (ее дочь Жанна) параллельно фиксируются камерой: одно и то же место мы сначала наблюдаем глазами Наваль Марван, а потом спустя некоторое время (по хронологии нарративных событий спустя 35 лет) в виде блужданий Жанны Марван и ее брата.

Поиски чего-либо или кого-либо - это хороший ход в контексте проблематики картины. Он позволяет раскрыть характеры персонажей, копнуть в прошлое, продемонстрировать места событий и зафиксировать на пленке особую мифологию пути. Все это Вильневу блестяще удается почти весь фильм. Режиссер держит в напряжении, рассказывает историю и при этом изображает Ближний Восток во временном срезе. Палестина предстает в картине не как святое место, а как чистилище для изгоев и страна перманентного насилия над личностью.

Сохрани мощный темп и высокий уровень кинематографии Вильнев вплоть до самого финала, то получился бы очень сильный фильм. Однако постепенно ход картины сворачивает на подозрительную тропинку болливудской пошлости и отвратных художественных решений. Главная интрига (поиски брата и отца) оборачивается витальной катастрофой для самого фильма: метафизический уровень "путей-поисков" оказывается дурной "обманкой" с решением, достойным худших образцов женских романов. Это можно было бы счесть за анекдот или скрытую иронию, кабы сам режиссер не был столь серьезен.

Качественная режиссура, хорошие актерские работы, отдельные шедевральные моменты - все это можно легко перечеркнуть взмахом одного пера. Это великолепно удается постановщику. Надеясь на тонкую философскую притчу о вне-временном характере любви и незримой связи родственных уз, получаешь в итоге контрафакт с недоработанной сюжетной линией и загубленной идеей. Помните, что пожары возникают не от искры божьей, а от неумелого обращения с огнем.