Funny Games

Любопытно, что "Забавные игры" (Funny Games) принято позиционировать как одну из самых жестоких лент в истории кино, хотя ни одной сцены насилия не показывается. Почему? Тут, пожалуй, можно вернуться к истокам кинематографа и фильмам маэстро Альфреда Хичкока, который доказал, что страх на экране достигается вовсе не показанными литрами крови, а фатальностью самого нарратива. Иными словами, зритель знает, что избежать жуткой участи ему не удастся, но все равно надеется на лучший исход.

Выдающаяся лента Михаэля Ханеке, талантливо и оригинально снятая (особенно выделяется длинная сцена без монтажных склеек) с "обращениями в камеру" (сразу вспоминаются персонажи фильмов Годара) и гениальным кадром в финале. Все снято и подано очень эффектно, поэтому каждый эпизод работает на общую концепцию.

Момент с пультом также очень характерен - Ханеке всячески намекает "мол не хотите-не смотрите", а сделав "ставку" в начале игры, зритель как бы сам становится соучастником кино-преступления. Забавный такой эффект, когда по ходу просмотра чувствуешь себя не просто зрителем или подопытным кроликом (будто кино снято лишь бы тебя напугать), а полноправным соучастником жестокого уничтожения семьи.

При просмотре вспоминается сильнейший фильм "Хладнокровное убийство", в котором присутствует очень эстетская и одновременно страшная сцена убийства семьи фермеров. У Стэнли Кубрика в "Заводном апельсине" насилие достаточно поэтизированно и отсылает к "утопичному будущему". У Оливера Стоуна в "Прирожденных убийцах" оно вообще служит лишь поводом сатирического высмеивания современных СМИ. А вот у Ханеке насилие показывается как крайне будничная, банальная, от того и страшная вещь. Два парня словно пришли в гости выпить чая, а заодно вырезали всю семью. Жутко?

(8/11/2010)