Fitzcarraldo
Если провести параллели этой ленты с другим фильмом Вернера Херцога "Агирре, гнев божий", то "Фицкарральдо" несколько уступит, несмотря на свои явные кинематографические достоинства. В "Агирре" Херцогу удалось запечатлеть на пленке чистое безумие как бы даже вне конкретного индивида, а безумие по своей сущности, природе, поэтому кино вышло во многом даже out of the world.
Здесь же фильм более рационален в каком-то роде: есть четкая, конкретная мечта, сами персонажи очерчены, а Фитц менее категоричен в своих речах и менее импульсивен, чем Агирре. Агирре не идет на компромиссы, а финал "Фитцкарральдо", напротив, есть во многом компромисс между мечтой и реальностью, полным хаосом и формальным порядком.
В "Фицкарральдо" (Fitzcarraldo) самым сильным эпизодом является даже не знаменитое перетаскивание корабля (хотя оно снято очень подробно и планомерно, будто бы Херцог прямо гордится тем, что это ему удалось), а маленькая сцена с тем умалишенным, который несколько лет уже находится на железнодорожной станции и сторожит несчастные рельсы. Он такой вот крошечный прототип Фитца, копия в миниатюре. Однако между ними есть существенная разница: Фитц действует, а тот лишь блаженно верит. Но, возможно, счастье состоит именно в вере в нечто великое и грандиозное.
Но все-таки Фитц больше позер, нежели реальный фанатик. В финале он возвращается "на белом коне", а всю экспедицию он выглядит нарочито чистым и кристалльно белым. В этом ракурсе Фитц предстает этаким франтом со своими замашками и понтами, нежели гением из другого мира. Стоит отметить, что снят кинематографически "Фитцкарральдо", возможно, даже лучше, чем "Агирре, гнев божий", но вот он больше похож на кино. А это скорее минус.