Dupa dealuri

Алина и Войчита были очень близки в приюте, так как обе девушки выросли без родной семьи. Физическая близость между ними быстро перетекла в духовную. Так возникло глубокое и светлое чувство. Но любовь невозможна без испытаний и вот отъезд неугомонной Алины в Германию на заработки стал первым серьезным препятствием к светлому будущему двух сердец. Войчита, будучи одинокой (в прямом и переносном смысле), нашла приют и дом в женском монастыре на высоком холме. Там девушку приняли как родную в православной общине и позаботились о ней в период мрачной депрессии. Спустя три года Алина решила вернуться из Германии и забрать свою любимую с собой. Только одно она не учла: Войчита серьезно изменилась со времен приютских утех..

"За холмами" (Dupa dealuri) повествует о двух типах мышления, между которыми очень сложно найти точки соприкосновения. Кристиан Мунджиу затрагивает современный статус религии в человеческих сердцах и проводит четкую грань между светским и религиозным сознанием. Несмотря на все достижения науки и открытия в ХХ веке, роль монотеизма в обществе играет по-прежнему важнейшую роль. Если человек с атеистическим складом мышления будет пытаться найти рациональные причины того или иного явления, то религиозный субъект скорее сошлется на непостижимость "высших истин" для разума и будет уповать на божью благодать. 

Демонстрирует эти два уровня сознания режиссер на примере двух девушек. В период взросления они были "на одной волне" почти как родные сестры, радуясь друг другу и мечтая навсегда остаться вместе в "новой жизни". Для Мунджиу этот момент очень важен для показа трансформации духовных взглядов Войчиты в период обитания в монастыре. Обладатель "Золотой пальмовой ветви" представляет Войчиту в новом ракурсе: это уже не юная подружка Алины, а глубоко верующая монахиня. Сценарист не включает в фильм эпизоды из приютского детства Войчиты, но мы видим, как шокирована Alina новым образом жизни любимого человека.

Однако все-таки религиозная направленность Войчиты оказывается достаточно спорной. В контексте фильма существует несколько моментов, которые прямо или косвенно говорят о постоянных сомнениях и личных терзаниях девушки в поиске правильного выбора между любовью и богом. Неожиданно выясняется, что Voichita не сняла грех прелюбодеяния со своей души, не рассказав Отцу о лесбийской связи на исповеди. Об этом говорит тот факт, что никто из обитателей монастыря не догадывался о любовной связи между подругами. Войчита убеждает настоятеля храма оставить Алину в их общине до полного выздоровления той. При этом девушкам разрешают спать вместе. О возможном искушении священнику даже не приходит в голову.

Другим важным фактором становится желание героини Космины Стратан  уехать с подругой из деревни хотя бы на время. Настоятель монастыря не разрешает Войчите покинуть обитель Господа, напомнив ей о том, что быть слугой бога лишь время от времени нельзя. Девушке предстоит самой сделать выбор в жизни, но вернуться после поездки обратно будет невозможно. Отказ Отца становится для Войчиты сложным препятствием на пути в мирскую жизнь. К тому же на нее влияет личная обида на Алину за то, что та оставила любимую одну несколько лет назад. Войчита не скрывает, что ей было грустно и тяжело без подруги. Зато в храме она нашла покой и душевное равновесие.

Наконец, мы подходим к самому важному моменту в фильме - обряду экзорцизма. По мере развития сюжета выясняется, что Алина не просто фанатично влюблена в подругу. Совершенно явно режиссер намекает на психическое отклонение девушки (зритель узнает, что та периодически слышит голос отца) и склонность к психозам. Аномальное поведение Алины в церкви и акты вандализма для верующего человека совершенно явно означают одно: в девушку вселился бес. Ничем иным, кроме происков дьявола, объяснить невменяемость Алины нельзя. Настоятель и монахини свято убеждены, что помочь бедной девушке может только обряд изгнания демона из души. Для Мунджиу отношение к экзорцизму становится крайней точкой различия двух типов сознания. Для атеистов все вполне объяснимо с помощью психиатрии, а для монотеистов - с помощью Писания. Соответственно там, где один человек обнаружит душевную болезнь, другой увидит тень сатаны.

Трагическая развязка (и это, пожалуй, самое страшное) ничего не меняет в позициях всех персонажей ленты. Отец, хотя и признает частично вину за гибель девушки, не отказывается от своих благих намерений и уж тем более от веры. Для полицейских этот инцидент становится лишь очередным выездом в рутинной работе, постоянно связанной со смертью и насилием. Для Войчиты поиск своего пути оказывается предельно жестоким: исход экзорцистского обряда с точки зрения религии можно считать удачным (Алина умерла спокойной и умиротворенной), но потерю любимой восполнить уже нельзя. Войчита по-прежнему одна и на перепутье. И только врач в местной больнице, увидев страшные последствия религиозного культа, выносит однозначный диагноз всему этому мракобесию: "Лучше я отправлюсь в ад".