Black Swan

Даррен Аронофски снял прекрасный оммаж самому балету "Лебединое озеро", ибо в ленте намеренно события во многом повторяют либретто балета. Нина - это прообраз Одетты, Лили - Одиллии. Главный балетмейстер и постановщик Томас - это тот самый Зигфрид, который полюбил свою Одетту. "Черный лебедь" (Black Swan) - кино шикарное в визуальном плане, тонкое, местами неприятное жесткими сценами и очень правильное в плане выбранного подхода.

Аронофски переносит "лебединую" историю в реальность, наполняет ее новыми метафорами и образами, в итоге жизнь и искусство находят друг друга. Пересечение трех плоскостей (жизни, кино и балета) в одном месте поистине удивительное, а смотрится все это великолепно. Режиссер выбирает форму психологического триллера для фильма, и весь просмотр ощущаешь, что интрига закручена очень хорошо, несмотря на то, что в ленте масса отсылок и параллелей со всемирно известным балетом. Многие при просмотре отметят даже перекрученность интриги (такой своеобразный mind-fuck с фрейдистским уклоном), но на самом деле "Черный лебедь" - кино очень простое и красивое по своей символике.

В ленте стоит отметить удачный каст: Натали Портман и Мила Кунис отлично дополняют друг друга, от того создается иллюзия превращения белого лебедя - в черного. Откровенная и очень сексуальная игра Натали Портман возрождает надежду на то, что в Голливуде не умер интерес к такого рода проектам. Смелые лесбийские сцены отчасти напоминают даже эротизм в лентах Пола Верхувена и Дэвида Линча. Загадка и секс - вот движущие факторы кино. Что уж говорить, когда они доминируют в одном фильме? После просмотра ловишь себя на мысли, что это кино (как и балет) способно приносить удовольствие не единожды. Что его захочется пересматривать и находить новые грани. Ведь "Черный лебедь" тем и хорош, что его можно воспринять буквально, а можно и принять как аллюзию закулисья, как "черный вигвам" театра.

Если поразмышлять, с какими же лентами в первую очередь стоит ассоциировать фильм Аронофски, то сразу приходит на ум "Отвращение" Романа Поланского. Формально проблематика похожая: ситуация вертится вокруг психопатологии, сексуальной закрепощенности, фрейдистской тематики. В обоих фильмах две великие актрисы Катрин Денев и Натали Портман поражают нас эффектными перфомансами. Но различие есть и очень существенное: Полански препарирует шизофрению, показывая ее словно бы со стороны. Для него важен бесспристрастный взгляд на болезнь, на патологию. К тому же "Отвращение" крайне холодное, беспросветное, очень депрессивное кино. Даррена Аронофски безумие само по себе никогда не интересовало. Для него это лишь измененное состояние сознания: математик, охваченный жаждой познания в "Пи"; погоня за иллюзорной мечтой в "Реквиеме по мечте" и перфекционизм как смертельное оружие в "Черном лебеде".

В "Черном лебеде" гораздо больше от фильма Сатоси Кона "Истинная грусть" . Режиссер Даррен Аронофски является фанатом данного аниме и этого не скрывает, поэтому Black Swan является оммажем к Perfect Blue.  В ленте Аронофски присутствуют некоторые сцены как прямые отсылки к "Истинной грусти" (к примеру, эпизоды в метро с "двойниками"). В обоих случаях видна схожая тематика поп-индустрии (балет/театр и эстрада/ТВ), в рамках которой девушке необходимо переступить через себя. Вырваться из другой жизни. Понять себя. Who you are.

"Черный лебедь" - это кино ради кино. Фирменная стилистика Аронофски, усиление ритма с мощнейшим катарсисом в концовке. Безумная сексуальная энергетика, бьющая через край. Какой-то странный, извращенный магнетизм. Даррен Аронофски любит эстетизацию B-movies: нарратив для него играет роль "приманки", он завлекает в эту игру. Но все именно снято и настроено на атмосферу паранойи, таинственности и драйва. Кино как drug-эффект. Тот случай, когда абсолютно не хочется препарировать, осознавать, хочется смотреть и получать кайф. Как-то раз после просмотра "Синего бархата" Дэвида Линча знаменитый критик Полин Кейл услышала от одного зрителя культовую фразу: "Возможно, я больной, но я хочу посмотреть это еще раз". Это фраза отлично подходит, пожалуй, к фильмам Аронофски, а особенно к "Черному лебедю".